22.06.2021
кадр с садом из мультфильма Мулан

В каком веке происходит сюжет «Мулан»

Мулан – одна из популярнейших легендарных воительниц Китая. Её история пересказывалась сотни раз в книгах, балладах, пьесах, а потом в кино и мультфильмах. И в целом с ней творилось то же, что и с историей короля Артура в Европе – до определённого времени произведения о ней носили черты того века, когда были созданы, а позже творцы поместили её в некое условное «славное прошлое», приправив его современными идеями и деталями.

Оригинальная история – баллада «Песнь о Мулань», перевод которой можно прочитать в соседней статье — была записана в VI веке нашей эры, а до этого около столетия бродила по Китаю в виде устного народного творчества. Так что события, описанные в балладе, происходили в III-IV веке. Хотя большинство исследователей считают, что, в отличие от некоторых других легендарных женщин-полководцев Китая, Мулан — вымышленный персонаж.

Сюжет баллады стал очень популярен у китайских деятелей искусства, не в последнюю очередь благодаря столь удобному для империи мотиву абсолютной преданности своей стране, ради которого даже женщина оставляет кухню и готова умереть в бою с врагом. Так что почти каждое столетие создавались новые интерпретации её истории.

Мулань (на правой половине) прощается с родителями, чтобы присоединиться к ожидающим её солдатам. Иллюстрация к пьесе Сюй Вея

До династии Мин (которая закончилась в середине XVII века) и немного во время неё произведения о Мулан, хоть и рассказывали о событиях, которые происходят давным-давно, нередко описывали их, используя культуру и облик своего времени.

Так всего век спустя феминистический посыл оригинальной баллады стал подвергаться сомнению. Уже в VII веке Вэй Юань Фу создаёт свою интерпретацию (перевод которой тоже есть у меня в соседней статье), где задаётся вопросом – а не позорно ли женщине так чудить? Поэт пришёл к выводу, что ради своей страны не позорно.

Однако после творцы стали будто бы стесняться такого посыла и вовсю приписывали главной героине черты «правильной» с точки зрения патриархата женщины. Так в пьесе Сюй Вея «Мулань отправляется на войну вместо отца», написанной в XVI веке, она, как хорошая девочка, выходит замуж за жениха, которого подобрали родители, и которого она не видела до свадьбы. А Чжу Гочжэнь, автор исторического труда «Женщины-генералы», где он рассматривает Мулан как реальную историческую личность, посчитал нужным уточнить, что хоть Мулан и вращалась среди мужчин немалую часть своей жизни (10 лет она провела в войсках), девственность она сохранила и готова была умереть ради неё.

А финальную строфу оригинальной баллады, где Мулан, представ перед своими сослуживцами в женской одежде, говорит –

«Кролик скачет, вскидывая лапы,
Крольчиха лежит, опустив глаза.
Но когда двое их бегут близко к земле,
Как отличить крольчиху от кролика?»

Что с поэтического китайского можно расшифровать как «женщина столь же ценна, как и мужчина», последующие произведения (написанные во времена, когда жену или дочь вполне можно было продать как раба) затёрли.

Когда Династия Мин сменилась на Империю Цин, власть в Китае была захвачена маньчжурами, и население, состоящее по большей части из китайцев-хань, оказалось под властью людей с совершенно другой культурой, языком и письменностью, это существенно повлияло на историю Мулан. Самым известным произведением того времени о ней является «Romance of Sui and Tang» Чу Рен-Ху, написанный на заре империи, когда смена эпох ещё остро чувствовалась в обществе. И хоть действия этой книги уже происходят в «славном прошлом», передано оно весьма вольно, а темы в нём поднимаются актуальные для современников автора.

Чу Рен-Ху в своём произведении высказывал протест против новых властителей страны и показывал китайцев-хань как исключительно положительных героев, а всех не-хань как негодяев. Всех, кроме Мулан. В этом произведении она даже не китаянка, а относится относится к древним тюркам, в армии которых сражается под командованием злобного хана против китайцев. Битву их войско проиграло, а Мулан попала в плен к китайской принцессе, которая быстро разгадала секрет вражеского солдата, после чего они стали подругами.

Хуа Мулань в опере 1910-го года

Изменялась и внешность Мулан вместе с представлениями о женской красоте. Пьеса Сюй Вея была написана, когда мерилом женской красоты были «лотосовые ножки», которых в VI веке ещё не существовало. Так что его героиня отправляется воевать и умудряется выдавать себя за мужчину, обладая ступнями меньше ладони и специфической неустойчивой походкой. Впрочем, пьеса не стремилась точно передать дух эпохи и имела эротический уклон, так что ножкам и переодеваниям в ней было уделено гораздо больше внимания, чем войне и подвигам.

В XX веке Мулан обрела новые стандарты красоты, когда Китай стал массово отказываться от традиции бинтования ног и развивать женский спорт.

В конце века диснеевский мультфильм снова поднял тему феминизма в этой истории. А в XXI, когда был снят его киноремейк, феминизм и вовсе принял гипертрофированные формы, сделав Мулан сильной исключительно потому, что женщина-избранная. Хотя большинство произведений до этого делали акцент на том, что она такая же как все – то есть любой может стать героем, если будет усердно к этому стремиться. Впрочем, мораль многих проходящих сквозь века сюжетов, изменяется вместе с актуальной повесткой.

Какой век в мультфильме

Если верить создателям мультфильма, то диснеевская Мулан жила во времена Империи Хань – периода китайской истории, который длился два века до нашей эры и два века после её начала.

В эти века страна вела войны с кочевниками-хуннами, расширяла Великую Китайскую Стену, чтобы защитится от них, активно торговала с Индией, развивала садовое искусство и сделала конфуцианство основной религией… В мультфильме от всего этого остались только враги-кочевники.

Несмотря на заявленный век, создатели мультфильма отнеслись к нему крайне вольно, так что их Китай больше похож на поздний средневековый – около XIII века, а не на тот, что был в начале нашей эры.

Например, в нём уже используются фейерверки, и это привычная для людей часть праздника. А они были изобретены только в XII веке и потребовалось время, чтобы они стали обязательной частью праздников и религиозных церемоний. Порох, хоть и был изобретён в IX веке, в сражениях стал использоваться несколько позже, а сделанные с его помощью предки ружей, одно из которых Мулан в мультфильме использует, чтобы вызвать лавину, стали широко использоваться опять же в XII-XIII веках.

Так что, несмотря на заявленную Империю Хань, век в мультфильме больше похож на позднее Средневековье.