22.06.2021
Японские иллюстрации к китайским "Речным заводям"

Чем манга отличается от манхвы и маньхуа

Ещё одна статья о положении манги относительно других искусств будет посвящена сравнению её с азиатскими аналогами – манхвой и маньхуа.

По сути и то, и другое, и третье – комиксы, выполненные в специфическом «анимешном» стиле (хотя исключения встречаются и не редко). Они относятся к одному виду искусства, имеют сходное происхождение и внешний вид, целевую аудиторию и систему жанров, учитывающую пол и возраст читателей.

Так что их отличия (кроме первого и самого весомого) относятся к литературоведческим тонкостям и имеют массу исключений.

Страна происхождения

Мангу рисуют в Японии, маньхуа – в Китае, манхву — в Корее (и в Южной, и в Северной, хотя творения последней сравнительно редко добираются до внешнего мира). Только так и никак иначе, просто потому что так исторически сложилось.

Манхва не может быть нарисована в Японии, а манга не может создаваться в Китае. Даже если какому-нибудь китайскому художнику придёт в голову полностью скопировать стиль и тематику своих коллег с архипелага, то его творчество всё равно будет называться маньхуа. Ибо в китайском языке все азиатские комиксы называются маньхуа, независимо от страны производства (и аналогично в Японии и Кореях все азиатские комиксы называются манга и манхва соответственно).

Однако мы, иностранные читатели, разделяем эти три понятия. Опять же потому что исторически так сложилось.

К тому же страна происхождения оставляет в отдельно взятом куске искусства отпечаток своей культуры. Настроения и идеи, волнующие общество, в котором варится автор большую часть своей жизни, традиции, нормы приличия, религиозные воззрения, присущие ему стереотипы и архетипы, мелкие бытовые детали…

Все те грани, из которых состоит культура, находят отражение в искусстве. И чем ближе произведение к реальности, тем ярче проявляется в них это отражение. Так что манга демонстрирует японский взгляд на мир, южнокорейская манхва — южнокорейский, северокорейская — северокорейский, а про маньхуа, я полагаю, вы сами уже догадались.

Внешний вид

Хоть стиль у них схож, и, не углубляясь в детали, его можно даже назвать одинаковым, в внешнем виде манхвы, манги и маньхуа есть несколько отличий.

Манга чаще всего рисуется черно-белой. Некоторые раскрашивают первые несколько страниц каждой главы или каждого тома, а особо популярные тайтлы могут получить полностью цветное переиздание, однако по большей части манга монохромна.

Манхва и маньхуа весьма часто делаются цветными, особенно веб, которые публикуются сразу в интернете и продаются напрямую читателям, минуя издательства и журналы-сборники.

Другое внешнее отличие – это внимание к деталям и задники. Здесь многое зависит от стиля конкретного художника, от частоты выхода новых глав (главы, выходящие раз в месяц, обычно лучше прорисованы, чем главы, выходящие раз в неделю) и от способа публикации (издательства работают с уже проверенными профессионалами, тогда как веб — аналог самиздата, где почти нет надзора за качеством картинки)… Но в общем и целом проработанные задники и панорамные кадры чаще встречаются в манге, чем у её собратьев, а маньхуа сравнительно более внимательна к мелким деталям, чем манхва.

Темы и жанры

Хоть все три предмета статьи развивались не одно десятилетие, а их исторические корни уходят аж в Средневековье, наиболее ветвистой и обширной по охвату тем и жанров сейчас является манга. Если манхва и маньхуа ориентирована по большей части на детско-подростковую аудиторию (не в последнюю очередь благодаря отношению правительств и издательств к ним), то в манге чаще встречаются взрослые штуки – взрослые благодаря поднятым темам и подаче, а не благодаря эротике и расчленёнке.

Манхва чаще своих собратьев уходит в романтику и романтизацию, проявляющиеся даже в тех жанрах, которые могут обойтись без них.

В маньхуа из китайской же литературы пришёл жанр уся – приключенческое фэнтези с упором на боевые искусства, школы стилей и их соперничество. В Китае это направление популярнее даже, чем самураи в Японии.  К тому же в ней есть разделение на комиксы материкового Китая и те, что производятся в Тайване и Гонконге. Первые отличаются серьёзной поддержкой правительства и направленностью на детскую аудиторию, но (вероятно поэтому) ниже по качеству и уступают вторым в популярности. В свою очередь тайваньская маньхуа обычно делается чёрно-белой, как манга. А гонконгская в выборе сюжетов клонится в сторону экшена, боевиков и того самого уся.

Ещё о положении манги и ранобэ относительно других искусств: