В этом году я читала много манги – гораздо больше, чем нормальных книг. Однако в основном это был корейский исекайный мусор, романтическое сёдзё со смазливыми анимешными мальчиками и прочие штуки, которые я не могу назвать хорошими или советовать кому-то.
Поэтому лучших оказалось всего пять.
«Монстр»
Наоки Урасава – гений и один из моих любимых авторов манги. Каждое его произведение – шедевр, топ и 10/10. Поэтому я читаю их раз в год, понемногу, чтобы не получить передоз годноты.
«Монстр» прекрасен. Отличный детективный сюжет с отличным фоном из Германии второй половины ХХ века, где ещё не угасли нацистские настроения и не исчезли призраки военного прошлого. Проработанные персонажи — даже среди третьестепенных много ярких и запоминающихся. Рисовка на высоте, как и всегда у Урасавы (хотя найти при этом подходящий кадр-картинку к этому списку оказалось сложненько).
Единственное, что меня разочаровало в этой манге – финал. Автор мастерски развивал сразу несколько сюжетных линий, но как только пришло время заканчивать основную, его талант сдулся и пропал. И вместо чёткого завершения получилась невнятная открытая концовка.
«Дом теней»
Знаете этот особый японский жанр, когда произведение про милых девочек, которые делают милые вещи, внезапно сворачивает в сторону диктатуры, рабства, гуро, неэтичных экспериментов и прочих чрезмерно серьёзных вещей?
Манга «Дом теней» как раз из таких. Её героини проводят время попивая чаёк с булочками, читая учебники или весело убираясь в роскошных залах старинного поместья.
Но довольно быстро выясняется, что весело им, потому что их накачивают наркотой, чтобы не замечали своего рабского существования. Те, кто невнимательно читали учебники, умирают в муках. Из поместья нельзя сбежать, а всё оно – полигон для производства солдат и наркоты, на которых держится диктаторский режим одного дедушки.
И дабы не помереть раньше времени, девочкам приходится погрузиться в ментальные игрища, наблюдать за которыми весьма увлекательно.
А ещё манга полностью цветная. И не встрато, как корейские веб-туны, которые просто используют стоковые фоны и объекты окружения, кочующие из одного тайтла в другой – каждый кадр профессионально прорисован. Я поражаюсь тому объёму работы, который проделали авторы (если интернет не врёт, то под одним псевдонимом скрываются два человека).
«Мемуары Ванитаса»
Я не люблю сёнены. Их арочная структура заставляет меня тонуть в экзистенциальном ужасе, из-за чего даже годную классику, вроде «Бродяги Кенсина» я бросаю, не выдержав и половины.
С комедиями у меня тоже странные отношения, потому что в большинстве случаев юмор не кажется мне смешным. Даже если мозгом я понимаю, что это шутка, узнаю её по структуре, но чтобы кекнуть – это бывает редко.
Поэтому у комедийного сёнена шанс понравиться мне невероятно мал. Однако вот он здесь, в списке лучших.
Впрочем, поклонники Дзюн Мотидзуки говорят, что она любит подло и внезапно свернуть от комедийности к жёсткой драме, так что жду с нетерпением. И надеюсь, мангака не помрёт раньше, чем закончит – серьёзно, уже несколько раз манга прерывалась из-за её здоровья.
«Мемуары Ванитаса» — история про вампиров в стимпанковской Франции 19-го века — привлекли меня в первую очередь годным юмором и визуалом. Пусть фоны здесь не так хороши, как в некоторых других произведениях из списка, но то, как мангака переходит от серьёзной реалистичной (насколько это можно сказать про аниме) рисовки к упрощённой и комедийной – просто прекрасно. Это именно то, что я хотела бы воссоздать в своих собственных комиксах, но мне до такого уровня ещё далеко.
А ещё авторша восхитительно рисует руки. Напоминает, что мне бы тоже надо научиться их рисовать, а то чё я как лох культяпки без пальцев рисую.
«Левиус» и «Левиус/эст»
Ещё одна история в антураже стимпанка – манга «Левиус» о боях без правил. Совсем без правил – сражения в ней подобны гладиаторским боям древности, когда поражение зачастую означало смерть.
(Технически это сразу две манги – из-за каких-то внутренних издательских перипетий один сюжет оказался разделён на две серии. Однако поскольку события в нём развиваются последовательно, а не арочно, если взяться за вторую, не читая первой, можно не въехать в смысл происходящего)
Что будет, если простой паренёк решит попробовать себя на ринге — потому что чем ещё заняться в мире цивилизованного, но всё же немного помоечного постапокалипсиса, где гладиаторские бои и их обслуживание — лучший способ вылезти из нищеты? Что будет, если на том же ринге мировые лидеры решат померяться силой солдат и технологий?
Получится на удивление увлекательная драма с мессианским архетипом и отличной рисовкой.
Хотя я не люблю спортивные темы, эта манга мне понравилась. Отчасти потому, что оказалась не совсем про спорт – даже при том, что большая часть сюжета посвящена рингу и сражениям на нём.
«Дорохедоро»
Эта манга успела запрыгнуть в мой список лучших в последний момент – я прочитала первые три тома как раз в перерыве между написанием этого списка.
В некотором смысле, мне немного жаль, что эта прекрасная наркомания попалась мне так поздно, когда читательский опыт уже накоплен, а душа уже извращена японской дичью. После поехавшего декаданса Суэхиро Маруо, лавкрафтовского безумия Дзюндзи Ито, после тонущего в экзистенциальном ужасе «Пунпуна» и постмодернистичного «Номер пять», я не могу как следует офигеть от необузданного сюрреализма Кю Хаясиды. Чувствую себя старой…
Впрочем, манга не становится хуже от этого. Давно мне не попадалась настолько увлекательная дичь, одновременно странная и по-своему логичная – собственно с прошлого года.
Надеюсь, автор не сольётся в сюр ради сюра и закончит так же хорошо, как начал.
- Другие итоги моего читательского и геймерского года можно посмотреть по ссылке