22.06.2021
ведьмак против оборотня

Комиксы по «Ведьмаку» — от 90-х годов до наших дней

Почти каждая уважающая себя крупная франшиза считает своим долгом обзавестись адаптацией в виде комикса. Ведь это отличный способ собрать ещё больше денег с фанатов – наверняка среди них найдутся любители комиксов, желающие приобрести сборник красивых картинок (о том, будут ли эти картинки связаны сюжетом, создатели таких комиксов заботятся куда меньше, чем о визуальном оформлении). «Ведьмак» не стал исключением, хотя ему в этом отношении повезло больше, чем многим другим франшизам — многие его комиксы являются самостоятельным произведением с продуманным сюжетом, а не бесполезным дополнением.

Хотя основная часть комиксов по творению польского писателя Анджея Сапковского вышла после игры «Ведьмак 2: Убийцы королей», их история началась ещё до того, как эта вселенная получила мировую известность.

Суровый польский Wiedźmin

В 92-95-х годах в Польше появилась серия комиксов «Wiedźmin», созданная сценаристом Мацеем Паровским и иллюстратором Богуславом Полхом. Всего в серии вышло шесть частей. Пять из них основаны на рассказах – «Дорога без возврата», «Геральт» (по рассказу «Ведьмак»), «Меньшее зло», «Последнее желание» и «Предел возможного». Шестой – «Предательство» — интересен тем, что для него пан Сапковский написал новый сюжет, который Паровский потом переработал в сценарий о детстве Геральта и его обучении в Каэр Морхене.

Эта серия комиксов вызвала неоднозначную реакцию публики. С одной стороны, она открыла новые детали мира «Ведьмака». С другой, хоть она и вышла с одобрения Сапковского, сам пан не очень-то внимательно следил за её созданием, так что в сюжете оказалось много несостыковок с книгами. С одной стороны, художнику отлично удались монстры – они если не жуткие, то отвратительные уж точно. С другой… прекрасные чародейки и прочие красавицы, с которыми Геральту довелось встретиться, выглядят немногим лучше монстров.

Собственно, крайне специфичная визуальная часть комиксов и стала главной причиной, по которой фанаты отнеслись к этой серии весьма прохладно.

Следующий комикс увидел свет 16 лет спустя, вместе с игрой «Ведьмак 2: Убийцы королей».

В 2011-м году вышел комикс «Ведьмак: Благо народа». Его сюжет происходит задолго до того как Геральт отправился на поиски Цири. Бесцельные странствия по миру привели ведьмака в княжество Маллеора (упоминавшееся в рассказе «Предел возможного»), где он получает заказ на убийство лесного чудовища. Вот только далеко не все жители считают тварь из леса чудовищем — некоторые поклоняются ей как хранителю земель, а за обычным контрактом тянется давняя борьба за власть над княжеством.

Визуально комикс выглядит великолепно — в этом он, на мой взгляд, лучший среди своих собратьев. Задники полны мелких деталей, образы персонажей, даже второстепенных, выразительны и оригинальны (а не взяты из игр, как это будет в следующих комиксах). Сюжет продуманный и интересный, повороты неожиданные, а атмосфера соответствует книжному циклу.

В 2015-м году был выпущен небольшой комикс «Ведьмак: Угрызения совести». Он продолжает один из возможных сюжетов игры и показывает дальнейшую судьбу Вергена, маленького и гордого государства, отвоёванного эльфами и краснолюдами у людей. Саския расколдована, Геральт вернулся в город принять заказ на чудовище, а охота на это самое чудовище является главной сюжетной линией.

Несмотря на то, что создавали его те же люди, что и «Благо народа» — сценарист Михал Галек и иллюстратор Аркадиуш Климек — визуальная часть выглядит очень слабо, местами и вовсе как незавершённый набросок. А сюжет и того хуже — простая бесхитростная охота на монстра подпорчена рассуждениями о политике, которые тут невероятно нелепы и нелогичны.

Следующая порция комиксов выпущена в 2015-2016 годах известным издательством Dark Horse Comics и состоит из четырёх частей:

  • «Дом витражей» посвещён охоте на чудовищ, коих тут много хороших и разных, в отличие от других комиксов, которые обычно концентрируются на одном виде монстров. Кроме того, здесь затронута одна из главных идей книг Сапковского: главное зло в мире ведьмака — это люди, а не чудовища.
  • Комикс «Лисьи дети» основан на истории из книги «Сезон гроз». Любопытен тем, что в нём описываются агуары — лисы-оборотни и их необычное происхождение.
  • «Убивая чудовищ» сюжетно связан с игрой «Ведьмак 3: Дикая охота» и показывает события, происходящие перед самым её началом. Геральт и Весемир путешествуют по разорённым войной землям в поисках Йенифер.
  • «Проклятие воронов» продолжает одну из концовок игры и из неё же берёт образы главных героев — Геральта и Цири, путешествующих по лесам и городам в поисках заказов и чудовищ. И Йенифер, которая там больше для красоты, чем для сюжета.

Вышедший в 2019-м году и последний на данный момент полноценный комикс — «Ведьмак: Из плоти и пламени» тоже продолжает сюжет третьей части игры. Геральт, снова бесцельно странствуя по миру (вероятно закончив свои дела в Туссенте и рассорившись с чародейками), возвращается в Новиград. Где его ждёт новый заказ на монстра, который повадился терзать юную деву, отчего она чахнет день ото дня, и ни охрана, ни высокая башня не могут её спасти. Монстр оказался Лютиком, которому тоже не повезло с серьёзными отношениями и повезло найти зачарованный летающий сундук, благодаря которому можно покорять сердца самых недоступных красоток. Или вляпаться в сеть опасных интриг в гареме офирского правителя.

Комикс во многом опирается на игру — берёт из неё образы и характеры персонажей, и в целом кажется ещё одним сторонним квестом. Интересным и закрученным, но мало походящим на книжный первоисточник.

Все комиксы, вышедшие после 2011-го года доступны на русском языке. Польская серия, увы, не издавалась в России и не переводилась полностью. Существуют только любительские переводы двух её частей — «Дорога без возврата» и «Предательство», которые при должном упорстве можно найти в интернете.