22.06.2021
Картина "Чайльд Роланд к Темной Башне пришел" Томаса Морэна

6 книжных циклов в жанре тёмного фэнтези

Низкое и тёмное фэнтези стало ныне весьма популярным. Не в последнюю очередь благодаря крупным сериалам и видеоиграм в этом жанре, аудитория которых значительно больше, чем у книжного фэнтези.

В литературе, впрочем, переход от героического, высокого и романтизированного к низкому, тёмному и реалистичному случился уже довольно давно. Так что на сегодняшний день у любителей мрачности есть большой выбор книг и авторов.

У меня уже были статьи о лучших книгах в жанре низкого фэнтези, теперь пришла очередь тёмного. Все кандидаты для топа оказались циклами произведений, что и отражено в названии.

«Второй Апокалипсис» Скотт Бэккер

Поклонники этого цикла называют его самым мрачным фэнтези из написанных на сегодняшний день, рядом с которым «Игра престолов» выглядит доброй сказкой про рыцарей и принцесс. Сравнение, конечно, преувеличено, но ненамного. Серия Джорджа Мартина, хоть и показала широкой публике, что фэнтези может быть серьёзным и мрачным (по большей части благодаря сериалу), на литературном поле далеко не в первых рядах по кровавости, безысходности и количеству антигероев.

Положительных персонажей в мире «Второго апокалипсиса» надо искать с лупой, тогда как отрицательных там целый парад. Боги, ради которых совершаются крестовые походы, злы и жестоки даже к самым преданным последователям, мессия, от которого ждут спасения, ни во что не ставит человеческую жизнь, а древнее зло настолько успешно освоилось в обществе, что люди его почти не замечают.

Впрочем, несмотря на мрачность мира и безысходность сюжета для большинства персонажей, Бэккер не описывает жесть ради жести, в отличие от многих других авторов, пишущих в этом жанре.

«Малазанская книга павших» Стивен Эриксон

Этот цикл уступает предыдущему пункту списка в безысходности жизни и мрачности атмосферы, и гораздо ближе к классическому эпическому фэнтези. Только без «доброй» стороны. Война государств тут показана приземлённо – это кровавая бойня, даже если её ведут рыцари в сияющих доспехах. Да и под доспехами прячутся (в лучшем случае) обычные люди со своими пороками и слабостями. Древние злые боги и надвигающийся конец света прилагаются.

«Малазанская Книга Павших» состоит из 10 книг и является частью другого огромного цикла — «Малазанская империя» — который Эриксон пишет в соавторстве с Ианом Эсслемонтом. В него входит множество подциклов, повестей и рассказов. Однако, несмотря на то, что он стартовал 20 лет назад, на русский язык его начали переводить относительно недавно, и большая часть «Малазанской империи» доступна только знатокам английского.

«Тёмная башня» Стивен Кинг

«Тёмная башня» – magnum opus Стивена Кинга, о чём он сам неоднократно упоминал в интервью. В основной серии 8 книг, у которых есть столько же томов весьма добротной комиксовой адаптации и провальная экранизация. Однако ещё 16 других произведений автора по касательной связаны с этим циклом.

Большинству читателей Стивен Кинг известен как король ужаса, однако автор пробовал себя в самых разных жанрах – научной фантастике, антиутопии, вампирской литературе, Янг-Эдалте… И в тёмном фэнтези тоже – этот цикл самый яркий тому пример.

«Тёмная башня» весьма необычное по стилистике фэнтези, потому как показывает не привычное Средневековье с эльфами и магами в остроконечных шляпах, а плотно связано с эстетикой вестернов, что довольно редко встречается в жанре.

Сэр Чайльд-Роланд, далёкий литературный предок кинговского Роланда, идёт к Тёмной башне на первой картинке в статье, а это просто «Пейзаж с лунным светом» от Томаса Коула (он очень любил рисовать башни)

«Земной круг» Джо Аберкромби

Джо Аберкромби – один из самых известных авторов тёмного фэнтези на сегодняшний день. Популярностью он в этом списке уступает только предыдущему автору (увы, потому что остальные тоже отличные писатели и достойны большей известности). А «Земной круг» — масштабный цикл, к которому относятся большинство его книг.

В отличие от предыдущих примеров, книги «Земного круга» не объединены сюжетом друг с другом, а только миром, где происходит действие. Это и несколько трилогий, и отдельные истории персонажей, и сторонние истории.

Всего в цикле 22 произведения. Среди них встречаются как хорошие, так и не очень, так что тем, кто не знает, с какой стороны к нему подступиться, стоит начинать с трилогии «Первый закон».

Кроме этого цикла, у автора есть не связанная с ним трилогия «Море осколков», которую многие читатели тоже относят к жанру тёмного фэнтези и которая тоже является ярким образцом творчества писателя (что особенно актуально для тех, кто не хочет погружаться в огромный цикл, а попробовать сперва что-нибудь покороче).

«Хроники Чёрного Отряда» Глен Кук

Из указанных здесь циклов этот — один из самых старых. Первый относящийся к нему рассказ был написан в 1982 году, а первая книга в 1984 – «Чёрный отряд». К нынешнему дню эта серия стала считаться едва ли не классикой тёмного фэнтези.

Всего в цикле 11 полновесных книг и несколько рассказов, которые вместе с книгами иногда публикуют в сборниках по году издания или хронологической последовательности (которые к тому же сильно не совпадают друг с другом, и оттого в порядке чтения книг легко запутаться). Несмотря на давность, цикл не закончен, и пока живой автор собирается выпустить ещё несколько книг.

«Хроники Чёрного Отряда» начинались как своеобразный ответ высокому фэнтези. После мега-успеха «Властелина колец» издатели завалили полки магазинов и читателей подобной же литературой – группа положительных героев эпично сражается с армией Тёмного властелина. Глен Кук решил перевернуть эту схему и написал историю о трудовых буднях простых солдат, которым выпала доля служить в армии зла и сражаться против условно доброй стороны.

Насколько хорошо это у него получилось можно судить по неугасающей популярности этого цикла.

«Нью-Кробюзон» Чайна Мьевиль

Цикл этот известен меньше всех остальных в этом списке и по размеру им тоже уступает – в нём всего три книги, которые к тому же не связаны друг с другом единым сюжетом – только миром, в котором происходят их события.

Однако при этом он является очень необычным не только среди перечисленных, но и в современном фэнтези вообще.

Мьевиль отказался от привычных жанровых схем вроде эпичных разборок добра и зла, зла и зла или просто враждующих государств. Как и от привычных фэнтезийных рас вроде эльфов, гномов или условных демонов. Его мир населён водяными, гордыми воинами гарудами, хепри, чьи женщины обладают соблазнительными человеческими телами и головами жуков. А также мутантами всех форм и размеров – местные маги готовы исполнить любой каприз за деньги заказчика, да и медицина от них не отстаёт.

Что лучше «Вавилонской башни» с картины Мартена ван Фалькенборха может проиллюстрировать то смешение рас, культур, мифологий и авторской фантазии, которые бурлят в Нью-Кробюзоне