28.10.2021
замок на берегу реки картина

Высокое фэнтези — немного о жанре

Термин «высокое фэнтези» появился в 1971 году, и почти одновременно с ним появилась путаница в определении этого поджанра, размывающая его границы.

Чаще всего высоким фэнтези называют произведения в духе «Властелина колец» — трилогия Дж. Толкина является эталоном этого жанра и содержит все его черты.

  • Сюжет высокого фэнтези происходит в выдуманном мире, не связанном с реальным. Это мир, который живёт по собственным законам, мир магии, часто, но не всегда, по технологическому развитию находящийся на уровне Средневековья.  Хотя есть и исключения вроде «Хроник Нарнии», где герои перемещаются из реального мира в выдуманный. И спорные варианты вроде «Гарри Поттера», сюжет которого происходит в реальном мире, но по всем остальным параметрам подходит под определение жанра.
  • Высокое фэнтези отличает эпичность. Если в героическом сюжет вертится вокруг приключений одного героя, а в городском почти не покидает одного города, то высокое фэнтези рассказывает о глобальных событиях, затрагивающих судьбу всего мира или хотя бы страны. Иногда это показывается с точки зрения одного героя, как в том же «Гарри Поттере», иногда с точки зрения нескольких героев, как во «Властелине колец», где сюжет распался вместе с Братством Кольца на несколько отдельных линий.
  • Важной чертой высокого фэнтези является деление на добро и зло, где одно чётко отделено от другого. В нём нет популярных ныне антигероев и редко встречаются неоднозначные персонажи, зато часто присутствует Тёмный властелин с армией приспешников.
  • Почти всегда в основе сюжета лежит путешествие куда-либо. Фродо несёт кольцо в Мордор, Последняя из единорогов ищет свой народ, даже Гарри Поттер, когда его цикл превратился из героического фэнтези в эпическое, покинул Хогвартс и отправился странствовать в поисках крестражей.
  • Ещё одной чертой высокого фэнтези является его мифологичность. Этот поджанр больше остальных отпирается на мифы и легенды, на сюжеты и архетипы из них. Так в Гендальфе и Даблдоре прослеживаются черты Мерлина, Кольцо Всевластия происходит от кольца Нибелунгов, а во многих произведениях этого жанра можно найти библейские мотивы.
  • Часто в основе сюжета высокого фэнтези лежит становление персонажа, обретение им силы и храбрости (в редких случаях других недостающих черт характера — так в «Последнем единороге» такой чертой стала способность любить), превращение обычного человека в героя и спасителя.

А теперь собственно о неоднозначности, размытости и путанице.

В англоязычном интернете распространено такое определение высокого фэнтези – это фэнтези, сюжет которого происходит в полностью выдуманном мире, тогда как сюжет низкого фэнтези происходит в реальном мире с фантастическим допущением. Так что определение жанра размывается. В него может входить и городское фэнтези, если его действие происходит в вымышленном городе, и детские сказки, и тёмное фэнтези, и даже низкое фэнтези в одном из его определений.

Если же заглянуть в русскую Википедию, можно увидеть там такую формулировку – «высокое или эпическое фэнтези». То есть Википедия, а вместе с ней и многие другие ресурсы ставят знак равенства между этими двумя поджанрами.

Возможно когда-то, в далёком 71-м году они и были равны, однако потом с жанром произошли две вещи – во-первых, в него стал заползать постмодернизм с стремлением сломать каноны, перевернуть штампы и переосмыслить всё, что плохо лежит; во-вторых, из среды ролевых игр пришло новое определение низкого фэнтези – приземлённое, приближенное к реальному миру (подробнее о нём можно прочитать в этой статье).

И стал проявляться парадокс – сюжет «Песни льда и пламени» является эпическим и происходит в полностью вымышленном мире, то есть англоязычные источники относят цикл к высокому фэнтези. Но в то же время, по тем же источникам, он является низким фэнтези. То же самое происходит со многими подобными произведениями – «Ведьмак», «Князь пустоты», «Малазанская книга павших», «Первый закон» — которые находятся максимально далеко от светлого образа «Властелина колец», но при этом всё равно называются в той же англоязычной Википедии высоким фэнтези. И низким фэнтези тоже. И ещё иногда тёмным.

Общепринятого решения этого противоречия нет. Некоторые называют это естественным развитием жанра, который меняется со временем. Некоторые называют творения Джорджа Мартина и ему подобных книгами на грани высокого и низкого фэнтези. Другие не заморачиваются и просто отделяют эпическое и высокое в разные жанры, которые часто пересекаются, но не являются равнозначными.

Собственно, это последнее мнение и было использовано в этой статье.