«Мой сосед Тоторо» — это, пожалуй, самое узнаваемое аниме Хаяо Миядзаки и буквально лицо студии Гибли. Появившись и полюбившись народу он стал её логотипом, и с тех пор предваряет каждое творение этого режиссёра.
А глубокие смыслы – это то, что любят искать зрители и критики в любом хоть сколько-нибудь значимом произведении, находя в том особое удовольствие.
«Мой сосед Тоторо» — аниме несомненно значимое для истории этого вида искусства. За годы своего существования оно обросло немалым количеством домыслов о том, что же режиссёр хотел сказать, какой тайный посыл он в нём спрятал. О том и будет тут разговор.
Экология
Экология, вред, который наносит природе промышленность и человечество в целом, последствия этого и возможность сосуществовать в мире – темы, которые часто появляются в творчестве Миядзаки. Об этом аниме «Рыбка Поньо на утёсе», отчасти об этом «Принцесса Мононоке» и «Навсикая из долины ветров». И «Мой сосед Тоторо» тоже об этом – если судить по тому, что о нём говорил сам Миядзаки.
Когда Япония немного оправилась после войны и внешнего контроля, её промышленность стала активно развиваться. Производство всего, больше, лучше, быстрее, чтобы подняться из руин и захватить мировой рынок – вот о чём думали японцы в годы, на которые пришлась юность Хаяо Миядзаки.
А когда он стал делать первые шаги в анимации, японское общество внезапно – после парочки крупных экологических катастроф – обнаружило, что вредные выбросы от производства губят природу не хуже войны. А вместе с природой и жизни людей, которые в ней обитают.
Это привело к появлению экоактивистской концепции «Сатояма», нацеленной на создание условий мирного сосуществования природы и человек. Название её переводится как «горная деревня», а суть её заключается в разработке () поселений, безопасных для окружающей среды. Таких как деревня из «Тоторо».
Это аниме и экоактивисты отлично подошли друг другу. «Когда-то люди и деревья были друзьями» — говорит один из персонажей аниме, а сам Миядзаки вскоре после премьеры осуждает с трибуны годы бесконтрольного производства, разрушившего страну.
«Мой сосед Тоторо» — картина того, как близка к природе была когда-то Японии, и какой ей не помешало бы стать в будущем.
Ностальгия по прошлому и детству
Впрочем, кому интересно, что там режиссёр говорит о своём творении? Уж точно не критикам, которые нередко считают, что им виднее. Поэтому, как бы Миядзаки не отрицал их догадки, есть и другие версии, о чём же на самом деле «Мой сосед Тоторо».
Первая из них – ностальгия.
Ностальгия по счастливому детству, невинному и беззаботному, когда мир был полон чудесНостальгия по деревянным деревенским домам и зелёным лесам, которые ещё не вырубила цивилизация. По детским фантазиям и страхам, по вере в волшебство, привидений, лесных духов, которые кажутся такими реальными в детстве, но развеиваются как сон, стоит только повзрослеть.
Утопия – это место, где время остановилось, сказал один японский критик. И именно такое место показывает «Мой сосед Тоторо» — образ идеализированного прошлого.
Жизнь режиссёра
Часто критики ищут смысл произведения в скрытой связи между его сюжетом и проблемами в жизни режиссёра, детскими травмами или неосознанными комплексами. Чаще, чем стоило бы.
Нетрудно найти параллели между «Тоторо» и детством Миядзаки. Он тоже когда-то был ребёнком, как героини аниме. Тоже переезжал в детстве, а его мать тоже была больна туберкулёзом – болезнью, которая в те времена была очень опасной. По мнению Сюзан Нейпир, посвятившей свою жизнь изучению истории аниме и выпустившей пару годных книг об этом, тяжёлое детство режиссёра существенно повлияло на его творчество. И «Мой сосед Тоторо» стал для Миядзаки своеобразной психотерапией.
В нём режиссёр пытался воссоздать своё детство, взяв из него только лучшее и добавив то, чего ему не хватало. Прожить его заново, снова столкнуться со знакомыми трудностями, и переосмыслить и преодолеть их. Найти опору и защиту в виде лесного духа Тоторо.
Подобной версии придерживается и японский критик Хикару Хосоэ.
Бог смерти
А вот поиском зловещих смыслов в невинных детских мультфильмах любят заниматься уже зрители. Подробнее об этой теории можно прочитать в отдельной статье, а тут будет коротенько о главном.
Как можно понять из подзаголовка, суть теории сводится к тому, что добродушный пухляш Тоторо – это бог смерти. Он и его подручные берегут покой душ в загробном мире. Тогда как девочки-героини на самом деле умерли – именно они являются привидениями в доме, о которых говорят в деревне.
По одной из версий, вдохновил режиссёра на такой замысел «Инцидент в Саяме» — скандальное преступление, когда была похищена и убита девочка-подросток, а вскоре её старшая сестра, остро переживавшая потерю и скандалы, совершила самоубийство. Сторонники этой теории проводят параллели между сёстрами из Саямы и сёстрами из аниме.
Однако Миядзаки и другие создатели аниме не раз говорили, что эта теория не верна.