Гранатовый браслет – весьма известный рассказ, в котором автор – признанный классик Александр Иванович Куприн – обрисовал свои взгляды на высокие чувства и решил объяснить, что же такое великая любовь. И хоть он не входит в тематику моего блога, я давно хотела о нём написать. Так что —
Коротенько о сюжете
Живёт на свете Вера, жена князя Шеина. Семья у них по меркам их класса небогатая – из тех, у кого жемчуг мелкий – и вынуждена экономить, но осторожно, так чтобы этого не заметило приличное общество. Не по статусу князю скромно жить, не держать лошадей, не устраивать балов и приёмов…
Вера живёт с мужем в дружбе и согласии, следит за хозяйством и помогает мужу не разориться совсем.
И есть у Веры тайный поклонник – неизвестный, который много лет назад начал навязчиво искать её внимания, следить за ней и писать любовные письма. Отвечать на которые замужней женщине неприлично – уже сам факт такой переписки мог быть серьёзной причиной для развода. Который по тем временам был большим позором для женщины, и из высшего света она могла опуститься на дно жизни – к нищим и содержанкам.
Так что Вера ему не отвечает и тайны из этого не делает – навязчивый поклонник давно стал объектом насмешек в её компании. Хотя сама Вера и считает, что смеяться над чужими чувствами нехорошо.
И так продолжается пока поклонник не присылает ей в подарок самое ценное, что у него есть – безвкусный золотой браслет с красными и зелёными гранатами. Принимать который ей опять же неприлично, и Вера отдаёт его мужу. Тот вместе с братом жены находят поклонника и настоятельно требуют прекратить преследовать и компрометировать княгиню.
Таинственный незнакомец оказывается мелким чиновником Желтковым, у которого в жизни ничего, кроме этой любви нет. Требованиям он внял и обещал не навязываться больше. А когда господа ушли, не придумал ничего лучше и самоубился.
***
Подобное поведение Желткова Куприн прямым текстом называет истинной любовью, о которой мечтает каждая женщина. Подкрепляя это высказывание другим примером – парнем, который бросился под поезд по первому требованию своей возлюбленной.
И вслед за Куприным то же самое твердят критики, авторы учебников, литературоведы, учителя, вдалбливая детям, что именно это есть святое чувство, истинная любовь и счастье для каждого человека.
Но так ли оно? Ещё когда я была подростком с бурлящим в крови нонконформизмом, мне казалось, что такая любовь – нечто однозначно неправильное, неприятная калечащая штука для обеих сторон и психически здоровому человеку такое нафиг не нужно.
Повзрослев, набравшись опыта и умных слов, расширив горизонты я теперь могу с уверенностью заявить, что великая любовь Куприна – это преступление и психологическое насилие. И меня крайне огорчает, что система образования (в большинстве случаев) восхваляет такие нездоровые отношения, говорит подрастающему поколению, зачастую ещё не освоившему критическое мышление, что такое поведение – это хорошо и правильно.
Сталкинг
Англоязычный термин, который обозначает навязчивое преследование жертвы и приравнивается к домогательствам и психологическому насилию. Которое вполне может перерасти в физическое.
В 80% случаев им занимаются мужчины, а жертвами чаще всего становятся женщины. Результатом такого преследования для них становятся повышенная тревожность, постоянный страх, депрессии и панические атаки.
Хотя подобные действия сам сталкер может оправдывать любовью, с точки зрения психологии они мотивированы примерно так же как и бытовое насилие – стремлением взять чужую жизнь под контроль, самоутвердится за чужой счёт. Потому во многих странах считается уголовным преступлением.
Подходят ли под это понятие действия Желткова? Который годами доставал женщину письмами, следил за ней в общественных местах, хранил её вещи – забытые или украденные. И даже после смерти отказался оставить в покое, навязавшись ей в виде тяжёлого воспоминания, да ещё и высокомерно «простив», будто это она виновата в его смерти. Однозначно сталкинг, он самый.
Выглядит ли это как трагическая, великая, неземная любовь? Разве что с точки зрения самого Желткова.
Неудивительно, что он, подобно многим домашним тиранам, кухонным боксёрам и прочим бытовым абьюзерам, считает свои действия правильными и оправданным. Хотя оправдания эти со стороны выглядят нелогично и натянуто.
Он желает Вере счастья и покоя, но при этом сам годами её тревожит и подвергает опасности – отношения между мужчиной и женщиной, тем более в высшем свете, в те времена были гораздо менее свободны, чем сейчас. И попадись Вере менее терпеливый муж, «забота» Желткова принесла бы ей немало горя.
Он утверждает, что это не мания и не сумасшествие – он-де проверял, но тут же говорит, что ничего ему в жизни не важно и не интересно, кроме объекта «любви» — Веры. Он называет свои чувства божьей наградой – не иначе как за праведность, но тут же отрекается от бога и ставит на его место Веру. «Пусть ничто вас не тревожит» — пишет он в последнем письме и тут же оставляет в душе женщины глубокую рану, фактически обвинив её в своём самоубийстве.
***
Возможно на заре ХХ века такое поведение и было в рамках если не социальной, то психической нормы. Но с той поры прошло больше ста лет, и наука человеческих отношений шагнула далеко вперёд. Сейчас, если человек готов калечить себя и других и совершать преступления, то сколько бы он не оправдывал свои действия высокими чувствами, это не станет менее нездоровым и социально неодобряемым.
Однако Куприн явно считает иначе. Не раз в тексте он прямо или на примере утверждает, что такие отношения – не дурость молодецкая, не сумасшествие, а истинная любовь. И даже более того, если любовь не приносит страданий, то это никакое не истинное чувство, а так, баловство, «бивуачное приключение».
Подобное рассуждение больше подходит подростку-фикрайтеру, который в силу возраста любить и любиться хочет, а возможности и опыта реальных отношений у него нет. Слышать же такое от великовозрастного состоявшегося образованного человека весьма странно. По меркам современного мира, где самоубиваться от любви – считается по меньшей мере глупым эгоизмом, а быть жертвой преследования – совсем не романтично.
Впрочем, система образования уже много десятилетий отстаёт от современности. Раз великий непогрешимый классик сказал, что это любовь, значит то и будет навязываться школьникам. Порой и вовсе как единственно верный взгляд на такое поведение. Редкий учитель вспомнит про другую, созидательную любовь – между Верой и её мужем Шеиным – и предложит самостоятельно решить, что из этого более правильно.