25.04.2024
обложки новеллизаций фильмов и игр

Что такое новеллизация и кто их пишет

Если коротенько, новеллизация – это книга, написанная по сюжету другого произведения – фильма, сериала, видеоигры и прочих подобных явлений. Даже у пьес может быть книжная адаптация, хотя обычно их издают в виде голого сценария.

Если подробнее, то есть несколько важных деталей.

Что она такое

Слово «новеллизация» происходит от английского «novel» (роман), и достаточно ярко характеризует суть процесса – это написание романа по сюжету другого произведения. Чаще всего по фильму, реже по сериалам или видеоиграм.

Новеллизация всегда точно повторяет сюжет оригинала, насколько ей позволяют формат и требования продюсеров. Потому сиквелы, мидквелы, спин-оффы и прочие ответвления не считаются ею, ведь они дополняют оригинал, а не пересказывают его.

В деталях, однако, могут быть расхождения. Так книга по фильму нередко дополняет его сюжет вырезанными сценами или не вошедшими в окончательный сценарий линиями. Или вовсе творчески переосмысляет его, оставив только фабулу.

новеллизации Звёздных Войн
У каждого фильма франшизы «Звёздных войн» есть новеллизация, а то и несколько

Встречают иногда и вовсе занятные конструкции «книга – фильм — новеллизация», когда режиссёр снимает экранизацию, но так по-своему, что получается совсем другое произведение. По которому потом он сам или приглашённый со стороны писатель пишет книжный пересказ. Так произошло, например, с «Дюной» Дэвида Линча или с «Космической одиссеей 2001 года» Кубрика, в которой с трудом можно узнать оригинальную повесть Артура Кларка «Часовой».

Новеллизация сериала может наоборот сократить оригинал, чтобы уместить весь сезон в одну книгу – как это случилось, например, с «Однажды в сказке», авторша которой Одетт Бин выкинула большинство сцен и линий с мужчинами во славу феминизма и сокращения объёмов. Иногда адаптируют не весь сериал и даже не весь сезон, а отдельные эпизоды – как это делает серия рассказов по «Звёздному пути».

Новеллизация игры с вариативным сюжетом выбирает только одну из возможных линий, которая считается каноничной – то есть основную с точки зрения создателей игры.

Новеллизации комиксов существуют. Хотя, казалось бы, зачем, ведь комиксы сами по себе почти литература.

Немного истории

Новеллизации фильмов появились почти сразу после того как кинематограф из балаганной диковинки превратился в развитую индустрию, поставившую производство на поток.

Книги выпускались как дополнение и передавали то, что немое кино было не способно показать – звук и диалоги. Большинство из них благополучно забыты вместе с фильмами. А вот новеллизации пьес тех времён помнят даже лучше, чем сами пьесы — мало кто вспомнит, что «Питер Пэн и Венди» изначально был сценарием для театральной постановки.

Постепенно новеллизации стали одним из способов голливудских студий собрать ещё немного денег с фанатов фильма. А успех книг по «Звёздным войнам» и «Чужому», которые продавались миллионными тиражами и до сих пор вызывают интерес читателей, убедил индустрию, что игра стоит свеч.

В XXI веке выход книжной адаптации стал едва ли не обязательным пунктом промо-компании уважающего себя блокбастера. А некоторые студии заходят ещё дальше, выпуская сразу несколько для одного фильма. Так у диснеевского «Пробуждения силы» есть книжная адаптация для детей, отдельная адаптация для подростков, отдельная для взрослых, серия коротких рассказов и несколько книг, показывающих сюжет фильма от лица разных персонажей. И это не считая артбуков, справочников, комиксов и прочих промо. Всего выход фильма сопровождало несколько десятков его новеллизаций. 

Кто пишет новеллизации и зачем

Ответ на вопрос «зачем?» очевиден – ради дополнительной прибыли. Книга ныне такой же мерч, как игрушки или наклейки, сопровождающий премьеру фильма. Способ заработать на фанатах, который вместе с другими сопутствующими товарами нередко приносит правообладателям больше денег, чем сам прокат в кинотеатрах.

Современные маркетологи посчитали, что новеллизации покупает 1-2% от числа зрителей, купивших билеты в кино. Когда таких зрителей миллионы, получается весьма внушительная прибыль.

Квентин Тарантино сам написал новеллизацию своего фильма, расширив и переделав его

В конце XX века этот способ монетизации подхватили создатели видеоигр. Однако он не столь популярен. Нередко игры ААА-класса делаются вариативными. Выбрать в книге только один из возможных сюжетов – значит потерять часть публики, которая предпочитает другую концовку. Потому игры чаще дополняют сторонними книжными историями – приквелами, спин-оффами и прочими.

Кто пишет новеллизации – более сложный вопрос. Иногда их пишет главный творец основного произведения – сценарист или режиссёр. Однако такое случается достаточно редко, потому как оба этих творца в большой индустрии лишь приглашённые со стороны специалисты, не обладающие особой свободой выбора. За редкими исключениями, вроде Тарантино.

Чаще всего у студий есть постоянные авторы, специализирующиеся на превращении сценария в книгу. Некоторые только этим и занимаются – как Элизабет Рудник, новеллизирующая диснеевские мультфильмы. Некоторые помимо работ на студии пишут и собственные книги.

Так Роберт Джордан после книги по «Конану-Разрушителю» 1984 года ушёл в свободное плавание и написал огромный фэнтезийный цикл «Колесо времени», чем и прославился. А вот Алан Дин Фостер наоборот более известен новеллизациями кинофантастики – «Звёздных войн», «Звёздного пути», «Чужого» и прочих – чем своими собственными произведениями.

Нередко можно встретить мнение, что новеллизации — эдакий мусор от литературы. Вторичный продукт и читательский бургер, не поставляющий «пищу для ума». В некоторой степени это мнение недалеко от истины — большинство новеллизаций бездумно пересказывают сюжет оригинала, зачастую забывая о том, что книга не кино и тем более не игра. Потому то, что хорошо смотрелось на экране, в книге становится блёклым и безвкусным.

Однако если автор вложит в произведение часть себя (насколько правообладатели продукта ему позволят), если дополнит или переосмыслит сценарий, то может получиться вполне достойное произведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *