29.09.2024
100 историй

Лучшая манга моего 2021-го

Продолжение запоздавших из-за моего ковида читательских итогов 2021-го года. На этот раз посвящённое японской манге.

В прошлом году я читала её значительно меньше, чем книг, поэтому в списке лучших будет всего три произведения.

«100 историй»

Название этой манге дала популярная некогда японская игра – несколько человек собирались в полутёмной комнате и рассказывали друг другу страшилки-кайданы. Очень древняя игра, не раз за свою историю изменявшаяся. Иногда участники приносили свечи и задували их по одной после каждой рассказанной истории. Где-то считалось, что когда в комнате станет достаточно темно, появится призрак и расскажет самую страшную историю. Или утащит кого-то на тот свет.

Эта игра не раз упоминалась в японской литературе, породила и прославила множество кайданов и дала название нескольким сборникам фольклорных страшилок.

Манга «100 историй» — это сборник народных легенд, баек и сказок эпохи Эдо (XVII-XIX века), собранный мангакой и исследовательницей японской культуры Хинако Сугиурой.

Как и многие неприукрашенные, неадаптированные для современного читателя народные истории, кайданы в этом сборнике – коротенькие сюжеты, занимающие 1-2 страницы, сами по себе не представляющие ничего особенного. Просто бытовая зарисовка, суеверие, записанная – или зарисованная в данном случае – сплетня. Подобные им каждый из нас сможет припомнить не один десяток.

Однако собранные вместе они превращаются в необычное, атмосферное и увлекательное произведение. Настолько, что оно вошло в список самых запоминающихся манг моего 2021-го.

«Сказание о Дороро и Хяккимару»

Осаму Тэдзука считается отцом манги и аниме, создавшим и популяризировавшим современный формат японских комиксов и анимации. Его работы ещё при жизни автора стали классикой и оказали огромное влияние на медиакультуру.

Неудивительно, что при таком звании его манга адаптировалась десятки раз. Каждое его произведение имеет множество спин-оффов, ремейков и фанатских дополнений.

Не могу не признать, что оригинальная манга Осаму Тэдзуки задорная и увлекательная, атмосферная и душевная, обладающая яркими персонажами и необычными сюжетами. Однако мне ближе её современные переработки, более взрослые и обладающие более привычным анимешным стилем – Тэдзука всё таки был первопроходцем аниме и рисовал для детей.

Так было с «Плутоном», который по заветам годного японского киберпанка затрагивает куда более глубокие экзистенциальные вопросы, чем легкомысленный и развлекательный «Могучий Атом». Так было с «Чёрным Джеком», чья сэйнэн аниме-адаптация 90-х понравилась мне больше оригинала.

Так получилось и со « Сказанием о Дороро и Хяккимару» », до которого я добралась в ушедшем году.

Сюжет ремейка от Сатоси Сики не уходит так далеко от оригинала, как в предыдущих примерах. Однако совершенно другая рисовка, иная подача деталей, другой взгляд на характеры персонажей делают совершенно другую атмосферу. Более серьёзную, менее дурашливую, чем в оригинальном «Дороро». И потому именно ремейк попал в список лучшей манги моего 2021-го года.

«Дом пяти листьев»

Заинтересовавшись в прошлом году историей самураев, я прочитала несколько произведений на эту тему. Лучшей книгой о них стал «Бусидо», о котором я писала в предыдущей статье, а лучшей мангой – и ушедшего года, и в целом среди прочитанных мной – стал «Дом пяти листьев».

Сюжет его разворачивается в эпоху Эдо, во времена, когда миг славы самураев остался далеко в прошлом. Их сословие постепенно нищает, древние кланы вырождаются, мир стремительно меняется, и в нём больше нет места для безрассудных воинов, готовых убивать и умирать во славу хозяина.

Главный герой манги – выходец из уважаемого самурайского рода, который пытается добыть денег себе на жизнь и на оплату семейных долгов, работая охранником. Однако долго продержаться у одного работодателя не может – слишком уж безобидная у него внешность и слишком мягкий характер, чтобы пугать потенциальных воров и дебоширов. Пока наконец его не нанимает странный человек, оказавшийся главой преступной банды.

Впрочем не историческим фоном и не характером главного героя привлекла меня эта манга, а мастерски сложенной драмой.  Неспешно и размеренно начинает автор свою историю, заходит издалека, расставляет акценты и нагнетает, чтобы в конце выдать мощную кульминацию.

«100 историй» были для меня полезным познавательным чтением, «Сказание о Дороро» — лучшим из развлекательных, а манга «Дом пяти листьев» больше других вызвала эмоции.

Другие итоги года:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *