Начался декабрь, а значит пора составлять топы и антитопы произведений. Я вечно не успеваю за хайпом, поэтому в такие списки попадают не новые, вышедшие в этом году, а те, которые я прочитала или в которые поиграла в 2024-м.
Традиционно о совсем плохих я говорить не буду, чтобы не привлекать внимание к тому, что его не заслуживает. Зато будет список самых разочаровывающих – неплохих в целом, но тех, от чего я ожидала большего.
С него и начну – потому что почему бы и да, надо же с чего-то начать.
Стальной Алхимик
«Стальной алхимик» — культовое произведение, классика сёнена, ознакомиться с которой должен каждый уважающий себя анимешник. К тому же Аракава Хирому уже завоевала моё сердечко шикарной мангой «Сказание об Арслане».
В далёком детстве, которое выдалось на нулевые, я смотрела какое-то аниме по «Алхимику», но помню его плохо — недостаточно, чтобы уверенно понимать мемы и отсылки. Сейчас я и вовсе перестала смотреть экранное искусство, а быть в теме надо, поэтому я взялась за мангу.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/стальной-алхимик-1.jpg)
Мне не понравилось.
Чтение манги приучило меня к тому, что стиль и манера подачи сюжета у мангаки плюс-минус схожая в разных работах, даже если они на разные темы и в разных жанрах. Однако «Стальной алхимик» и «Сказание об Арслане» — это небо и земля.
В «Алхимике» меня сразу же встретила детская клоунада, где за шутейками почти не видно сюжета и драмы. Главный герой — гениальный ребёнок с синдромом Мэри Сью, а первые тома полностью посвящены тому, что он ездит по городам и демонстрирует свою гениальность тупым взрослым. Решение конфликтов словно в сериале для дошкольников, где злодей полчаса рассказывает свой злодейский план, а запись этого монолога может разрушить его злодейское царство…
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/алхимик3.jpg)
Оно в целом и понятно — это же сёнен, манга для детей, но это слабое оправдание. Даже детское может говорить серьёзно и шутить смешно.
Прочитав кое-как 6 томов, я решила бросить это дело. Но потом увидела в интернете мнение, что, когда сюжет первого аниме и оригинала расходится, манга становится лучше. И прочитала ещё два тома.
Действительно, когда начался связный сюжет, стало немножко лучше, но клоунада всё равно его знатно портит.
Сёва-Гэнроку: Двойное самоубийство по ракуго
На русском доступно только несколько первых глав, и если бы я остановилась на них в ожидании перевода, «Двойное самоубийство по ракуго» могло бы войти в список лучших манг моего 2024-го.
Её герои — актёры умирающего театрального жанра ракуго (это вроде современного стендапа по ролям, где все роли играет один человек), которому только любовь японцев к сохранению традиций не позволяет окончательно уйти в прошлое… Пойти в эту профессию – настоящее самоубийство для карьерного роста, ведь у неё нет будущего. Пройдёт пара десятилетий, и даже любители традиций перестанут ходить на представления. С такой точки зрения, отношения учителя и ученика, их оценка прекрасного и значимости собственного дела выглядят довольно интригующе. Отличная сцена для глубокой драмы.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/ракуго.jpg)
Это была прекрасная манга, пока авторша не начала скакать во времени и бросать начатые сюжетные линии.
На самом интересном месте она бросила начавшийся в первых главах сюжет и стала рассказывать другой, тоже про актёров, тоже про ракуго, но с совершенно другой атмосферой и темпом истории. Если в начале история рассказывалась подробно, то в середине стала торопливой, часто только обозначая события, но не раскрывая их.
Например, мне было бы интересно читнуть про упомянутые там запреты традиционного театра во время диктатуры. Ракуго закрыли за «распущенность» — за то, что мужчины на сцене изображали женщин. И это я знаю из Википедии, а не из манги – авторша задела вскользь очень важную для сюжета вещь, а потом навсегда забыла о ней.
Линию театра во время войны она тоже вскоре бросила, вернувшись к первой. Но словно про других персонажей – показанные в начале отношения кардинально изменились. Будто мангу делали три разных человека, каждый из которых не читал то, что нарисовал другой.
Последнее путешествие девочек
Аниме по этой манге вышло ещё в 2017-м, однако в последнее время оно очень часто мелькало в моём инфополе как образец редкой годноты. Экранное искусство я не смотрю, потому читала мангу.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/девочки2-1024x597.jpg)
Что-то в ней есть, такое… эдакое. Атмосфера, меланхоличность, вроде бы даже глубина.
Но это что-то такое маленькое и тусклое… Что его легко могут заслонить детские нюдисы (я не хочу смотреть на детские нюдисы, мангака, пожалуйста, лоли – не мой фетиш) или эта чертовски раздражающая светленькая тян.
Манга очень напоминает мне игру Rain World – такое же путешествие по уже умершему миру среди руин былой цивилизации, редкие встречи с НПС, а путь к неясной цели часто прерывается на поиски еды. Всюду масштабные руины, непонятные механизмы, ощущение чего-то большого и глубокого.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/девочки1-1024x727.jpg)
Сравнение не в пользу манги. Ведь встречи с НПС в ней совершенно не раскрывают мир, сюжетные повороты ни к чему не ведут, а достижение конечной цели оставило после себя только пустоту.
Не ту многозначительную пустоту, когда некоторое время ходишь как оглушённый, переваривая увиденное и понимая, что приобщился к чему-то великому. А просто ничего. Прочитал, закрыл и пошёл дальше скролить мемы, будто ничего особого не случилось.
Учитывая, как расхваливали «Девочек» и как сам автор нагнетал атмосферу всю дорогу, это несколько разочаровывает.
Поднятие уровня в одиночку
Японская манга подобна литературе. В ней есть произведения для развлечения, а есть искусство – вечное и глубокое, которое не стыдно поставить на одну полку с Достоевским или Сократом.
Корейская манхва подобна порнухе. Либо она удовлетворяет фетиши читателя и получает заслуженные 7\10, либо ты зашёл не в тот раздел оранжевого ютуба. Либо ты прощаешь ей отсутствие логики и сюжетный треш за то, что её весело читать, либо читать её не весело, и тогда все недостатки ярко бросаются в глаза.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/уровень.jpg)
Я часто слышала, что «Поднятие уровня в одиночку» выше этого, что уж оно-то нормальное произведение – пусть массовое, но всё же искусство…
Не. Не не не, это всё такое же порно для ума, подобное тысячам гаремников или исекаев в злодеек.
Только если исекаи в злодеек ублажают мечту девочек, что знание будущего и правильное платье исправят их жизнь, эта манхва ублажает мечту мальчиков, что жизнь можно исправить божьей помощью и правильным количеством приседаний в день.
«Поднятие уровня» оказался обычным корейским комиксом. И к тому же даже близко не затрагивает мои фетиши – двойное разочарование.
Магия и мускулы
Хорошая смешная пародия на «Гарри Поттера», которая перевернула магический мир Роулинг. И как её юристы ещё не натянули автора и издательство за нарушение авторских прав?
Вместо мальчика-волшебника, живущего в семье маглов, главный герой здесь – редкий представитель маглов в семье волшебников. Но достаточное количество приседаний в день дали ему супер-силу, благодаря которой он способен одолеть любую магию.
![](https://fant-fan.ru/wp-content/uploads/2024/11/меш1.jpg)
В остальном же это узнаваемый Хогвартс. Тоже есть Дамблдор, друзья Рон/Гермиона, враги-слизеринцы, аналог Снейпа, злой Тёмный Лорд, турнир волшебников, министерство магии с его бюрократией…
К сожалению, сделав героя сверхсильным, автор не справился.
Любой сёнен про драки и превозмогание рискует прийти однажды к сюжетной точке, где способности героя достигнут своего пика, и развивать его дальше некуда. Все будущие сражения кажутся высосанными из пальца, ведь всего пару глав назад он уже всех победил щелчком пальцев – что помешает ему щёлкнуть пальцами снова? Причины для этого авторы частенько придумывают слишком дурацкие.
Хадзимэ Комото очень быстро бросил пародию и перешёл к обычному сёнену про сражения со злодеями. А тот очень быстро пришёл к сюжетному тупику, превратившись в бессмысленный унылый боевичок.