11.01.2025

Самая разочаровывающая манга моего 2024-го

Начался декабрь, а значит пора составлять топы и антитопы произведений. Я вечно не успеваю за хайпом, поэтому в такие списки попадают не новые, вышедшие в этом году, а те, которые я прочитала или в которые поиграла в 2024-м.

Традиционно о совсем плохих я говорить не буду, чтобы не привлекать внимание к тому, что его не заслуживает. Зато будет список самых разочаровывающих – неплохих в целом, но тех, от чего я ожидала большего.

С него и начну – потому что почему бы и да, надо же с чего-то начать.

Стальной Алхимик

«Стальной алхимик» — культовое произведение, классика сёнена, ознакомиться с которой должен каждый уважающий себя анимешник. К тому же Аракава Хирому уже завоевала моё сердечко шикарной мангой «Сказание об Арслане».

В далёком детстве, которое выдалось на нулевые, я смотрела какое-то аниме по «Алхимику», но помню его плохо — недостаточно, чтобы уверенно понимать мемы и отсылки. Сейчас я и вовсе перестала смотреть экранное искусство, а быть в теме надо, поэтому я взялась за мангу.

Мне не понравилось.

Чтение манги приучило меня к тому, что стиль и манера подачи сюжета у мангаки плюс-минус схожая в разных работах, даже если они на разные темы и в разных жанрах. Однако «Стальной алхимик» и «Сказание об Арслане» — это небо и земля.

В «Алхимике» меня сразу же встретила детская клоунада, где за шутейками почти не видно сюжета и драмы. Главный герой — гениальный ребёнок с синдромом Мэри Сью, а первые тома полностью посвящены тому, что он ездит по городам и демонстрирует свою гениальность тупым взрослым. Решение конфликтов словно в сериале для дошкольников, где злодей полчаса рассказывает свой злодейский план, а запись этого монолога может разрушить его злодейское царство…

Оно в целом и понятно — это же сёнен, манга для детей, но это слабое оправдание. Даже детское может говорить серьёзно и шутить смешно.

Прочитав кое-как 6 томов, я решила бросить это дело. Но потом увидела в интернете мнение, что, когда сюжет первого аниме и оригинала расходится, манга становится лучше. И прочитала ещё два тома.

Действительно, когда начался связный сюжет, стало немножко лучше, но клоунада всё равно его знатно портит.

Сёва-Гэнроку: Двойное самоубийство по ракуго

На русском доступно только несколько первых глав, и если бы я остановилась на них в ожидании перевода, «Двойное самоубийство по ракуго» могло бы войти в список лучших манг моего 2024-го.

Её герои — актёры умирающего театрального жанра ракуго (это вроде современного стендапа по ролям, где все роли играет один человек), которому только любовь японцев к сохранению традиций не позволяет окончательно уйти в прошлое… Пойти в эту профессию – настоящее самоубийство для карьерного роста, ведь у неё нет будущего. Пройдёт пара десятилетий, и даже любители традиций перестанут ходить на представления. С такой точки зрения, отношения учителя и ученика, их оценка прекрасного и значимости собственного дела выглядят довольно интригующе. Отличная сцена для глубокой драмы.

По манге есть аниме — говорят, оно весьма отличается от оригинала

Это была прекрасная манга, пока авторша не начала скакать во времени и бросать начатые сюжетные линии.

На самом интересном месте она бросила начавшийся в первых главах сюжет и стала рассказывать другой, тоже про актёров, тоже про ракуго, но с совершенно другой атмосферой и темпом истории. Если в начале история рассказывалась подробно, то в середине стала торопливой, часто только обозначая события, но не раскрывая их.

Например, мне было бы интересно читнуть про упомянутые там запреты традиционного театра во время диктатуры. Ракуго закрыли за «распущенность» — за то, что мужчины на сцене изображали женщин. И это я знаю из Википедии, а не из манги – авторша задела вскользь очень важную для сюжета вещь, а потом навсегда забыла о ней.

Линию театра во время войны она тоже вскоре бросила, вернувшись к первой. Но словно про других персонажей – показанные в начале отношения кардинально изменились. Будто мангу делали три разных человека, каждый из которых не читал то, что нарисовал другой.

Последнее путешествие девочек

Аниме по этой манге вышло ещё в 2017-м, однако в последнее время оно очень часто мелькало в моём инфополе как образец редкой годноты. Экранное искусство я не смотрю, потому читала мангу.

Что-то в ней есть, такое… эдакое. Атмосфера, меланхоличность, вроде бы даже глубина.

Но это что-то такое маленькое и тусклое… Что его легко могут заслонить детские нюдисы (я не хочу смотреть на детские нюдисы, мангака, пожалуйста, лоли – не мой фетиш) или эта чертовски раздражающая светленькая тян.

Манга очень напоминает мне игру Rain World – такое же путешествие по уже умершему миру среди руин былой цивилизации, редкие встречи с НПС, а путь к неясной цели часто прерывается на поиски еды. Всюду масштабные руины, непонятные механизмы, ощущение чего-то большого и глубокого.

Сравнение не в пользу манги. Ведь встречи с НПС в ней совершенно не раскрывают мир, сюжетные повороты ни к чему не ведут, а достижение конечной цели оставило после себя только пустоту.

Не ту многозначительную пустоту, когда некоторое время ходишь как оглушённый, переваривая увиденное и понимая, что приобщился к чему-то великому. А просто ничего. Прочитал, закрыл и пошёл дальше скролить мемы, будто ничего особого не случилось.

Учитывая, как расхваливали «Девочек» и как сам автор нагнетал атмосферу всю дорогу, это несколько разочаровывает.

Поднятие уровня в одиночку

Японская манга подобна литературе. В ней есть произведения для развлечения, а есть искусство – вечное и глубокое, которое не стыдно поставить на одну полку с Достоевским или Сократом.

Корейская манхва подобна порнухе. Либо она удовлетворяет фетиши читателя и получает заслуженные 7\10, либо ты зашёл не в тот раздел оранжевого ютуба. Либо ты прощаешь ей отсутствие логики и сюжетный треш за то, что её весело читать, либо читать её не весело, и тогда все недостатки ярко бросаются в глаза.

Цветные картинки корейцы почти всегда рисуют хорошо

Я часто слышала, что «Поднятие уровня в одиночку» выше этого, что уж оно-то нормальное произведение – пусть массовое, но всё же искусство…

Не. Не не не, это всё такое же порно для ума, подобное тысячам гаремников или исекаев в злодеек.

Только если исекаи в злодеек ублажают мечту девочек, что знание будущего и правильное платье исправят их жизнь, эта манхва ублажает мечту мальчиков, что жизнь можно исправить божьей помощью и правильным количеством приседаний в день.

«Поднятие уровня» оказался обычным корейским комиксом. И к тому же даже близко не затрагивает мои фетиши – двойное разочарование. 

Магия и мускулы

Хорошая смешная пародия на «Гарри Поттера», которая перевернула магический мир Роулинг. И как её юристы ещё не натянули автора и издательство за нарушение авторских прав?

Вместо мальчика-волшебника, живущего в семье маглов, главный герой здесь – редкий представитель маглов в семье волшебников. Но достаточное количество приседаний в день дали ему супер-силу, благодаря которой он способен одолеть любую магию.

В остальном же это узнаваемый Хогвартс. Тоже есть Дамблдор, друзья Рон/Гермиона, враги-слизеринцы, аналог Снейпа, злой Тёмный Лорд, турнир волшебников, министерство магии с его бюрократией…

К сожалению, сделав героя сверхсильным, автор не справился.

Любой сёнен про драки и превозмогание рискует прийти однажды к сюжетной точке, где способности героя достигнут своего пика, и развивать его дальше некуда. Все будущие сражения кажутся высосанными из пальца, ведь всего пару глав назад он уже всех победил щелчком пальцев – что помешает ему щёлкнуть пальцами снова? Причины для этого авторы частенько придумывают слишком дурацкие.

Хадзимэ Комото очень быстро бросил пародию и перешёл к обычному сёнену про сражения со злодеями. А тот очень быстро пришёл к сюжетному тупику, превратившись в бессмысленный унылый боевичок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *