Декабрь, год подходит к концу, а значит пришло время подводить итоги. Всего статей с ними будет две – одна с мангой (потому что с западными комиксами у меня в этом году не задалось), другая с книгами.
Стоит сразу сказать, что это итоги моего книжного года – то есть тут будут собраны лучшие произведения, которые я прочитала в 2020-м, а не новинки, которые вышли в этом году (во многом потому, что новинки, которые я прочитала, годятся скорее в список худших книг).
«Сакуран» Моёко Анно
Эта небольшая историческая манга попалась мне совершенно случайно и стала приятным сюрпризом. Весьма необычная и по теме, и по подаче.
Сюжет её рассказывает историю Кёхи – нищей замарашки, которую её родственники продали в бордель, где она прошла путь от простой служанки до самой дорогой и популярной проститутки-ойран.
Тема довольно редкая для манги, а подача добавляет ей особый смак. Хоть большая часть этого вида искусства (как, впрочем, и любого другого искусства) клонится к развлекательным и/или юмористическим вещам, «Сакуран» — это суровый реализм. Автор не романтизирует жизнь девушек, продающих любовь, не приукрашивает их быт, но при этом и не чернит.
Кёха считает свою жизнь ужасной. У неё есть красивые платья, драгоценности, служанки, дорогой табак, мужчины готовы отдать последние деньги за всего одну встречу с ней. Однако это золотая клетка – на самом деле она рабыня хозяев борделя, и не может его покинуть, пока какой-нибудь богач не выкупит её как жену или постоянную любовницу.
И как бы она не старалась, сбежать из этого рабства невозможно. Отчасти потому что бордель хорошо охраняется, а хозяева бдят, чтобы все «девочки» вели себя хорошо. Отчасти потому, что сама Кёха привыкла к яркой роскоши и уже не сможет жить в серой нищете «свободного» мира за стеной борделя, где не ценится её единственное умение – ублажать мужчин.
Небольшая, но очень впечатляющая манга.
«Лето Убуме», «Ящик нечисти», «Мечты безумца» Аки Симидзу, Нацухико Кёгоку
На самом деле это три отдельные манги, однако они относятся к одной серии, так что я поставила их в один пункт.
Все они основаны на первых трёх томах серии мистических детективных романов за авторством Нацухико Кёгоку, которая не переводилась на русский язык и дальше первого тома не издавалась за пределами Японии.
Сюжет манги плотно завязан на японских религиях, мифологии и суевериях. И повествует о жизни посредственного писателя, который подрабатывает криминальным журналистом и имеет весьма странных друзей. С которыми ввязывается в расследование преступлений, ибо жанр обязывает.
С одной стороны, детективная часть у манги довольно простая. Для кого-то окажется минусом почти полное отсутствие мистики – она здесь в большинстве случаев существует только в головах людей, которые в неё верят. Кого-то отпугнут пространные диалоги, которые тут значительно преобладают над действием. Разгадки часто оказываются нелепо накрученными (вроде – «они просто сошли с ума все в один миг и одним психическим заболеванием»). А в финале местный аналог Шерлока Холмса собирает всех в одной комнате, чтобы после огромного монолога-объяснения пафосно указать на виновника всех бед.
На первый взгляд весьма унылая картина. Однако, как и в первом пункте, весь смак в подаче.
Сюжеты происходят в Японии начала 50-х годов. Совсем недавно кончилась война, покалечившая физически или психически каждого второго, нацистская диктатура ещё не забыта, и последствия её всплывают в судьбах персонажей. В стране лютейший кризис, инфляция, общество в растерянности, потому что идеология в один миг встала с ног на голову, а «лучшая нация на Земле» оказалась под жёстким контролем иностранцев (настолько, что в те времена всерьёз задумывались о замене японской письменности на латиницу-романдзи, а традиционная культура стала напоминать о бесславном нацистском прошлом)…
Пусть автору плоховато удаются детективные линии, быт и атмосфера послевоенной Японии переданы просто прекрасно.
Да и причудливое сочетание буддизма, синтоизма, народной мифологии и западных веяний в виде Фрейда или Юнга делает эту мангу почти что интеллектуальным чтивом.
«Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му»
Уже довольно давно я писала статью о Дзюндзи Ито и его творчестве. Если кратко пересказать суть – это один из самых известных авторов манги в жанре ужасов. Его произведения отличаются сочетанием безумной фантазии и особого визуального стиля, который даже самую простую вещь, вроде улитки или лапши, может сделать жуткой и отвратительной.
И вот однажды Дзюндзи Ито отложил ужастики и взялся за комедию – нарисовал сборник историй из своей жизни с женой и котами. Милые маленькие сюжеты о том. Как пушистые засранцы гадят на ковёр, не хотят играть с автором, мешают ему работать, спят в кроватке или сражаются за место на кошачьей горке.
И снова всё решает подача. Хоть это и комедия, визуальный стиль ей достался из ужастиков, так что манга изобилует странными мерзкими кадрами – нередко сам автор или его жена выглядят как монстры из ночных кошмаров. Что в данном случае делает комедию только смешнее.