«Мой сосед Тоторо» — одно из ранних аниме знаменитого японского режиссёра Хаяо Миядзаки. Позитивная и жизнеутверждающая история двух девочек, переехавших вместе с отцом в уютную деревню. В утопичное местечко, окружённое зелёным лесом, где обитают таинственные добродушные создания, в старый дом, где по слухам обитают призраки…
Слишком утопичное, подумали многие зрители. Слишком добродушные духи в лесу, слишком всё хорошо у девочек-героинь, и так подозрительно всё красиво вокруг них. В реальной жизни так не бывает. А вот в загробном мире вполне может быть.
Они на самом деле мертвы
Теории о том, что какое-нибудь детское произведение содержит зловещий тайный смысл, встречаются на удивление часто и по всему миру. То Питера Пэна заподозрят в том, что он уносит души умерших детей на небеса, то милого пухляша Тоторо сделают богом смерти.
Легенда, что в аниме «Мой сосед Тоторо» скрыт зловещий смысл, очень популярна. Она начала расползаться по интернету ещё в начале нулевых, и к сегодняшнему дню, как и всякий фольклор, имеет много форм. Суть её примерно следующая —
Младшая из девочек на самом деле умерла в начале сюжета или незадолго до начала, а вскоре за ней в мир смерти последовала и её старшая сестра. Привидения в «зловещем доме», о котором говорят в деревне – это сами девочки. Поэтому они могут видеть странные вещи, вроде оживших пыльных шариков или духов леса. Поэтому в их доме и вокруг смешались все времена – и современность, и старая Япония, и дикий волшебный лес.
В некоторых версиях говорится, что вся семья, живущая в старом деревенском доме — мертвецы. Героини аниме не осознают этого, а вот отец догадывается, поэтому старается привить им мысль, что жить в доме с привидениями — это здорово, а Тоторо — лесной дух, которого не надо бояться. Мать, лёжа в больнице, видит их в предсмертном бреду. Отец и девочки навещают её, ожидая, когда она умрёт и присоединится к ним в прекрасном загробном мире.
Хозяин леса Тоторо – на самом деле бог смерти, оберегающий души людей и помогающий им выбираться в мир живых, чтобы иногда повидаться со своими ещё живыми родственниками. Поэтому он присылает девочкам котобус, когда они волнуются о своей болеющей матери, чтобы они могли поехать к больнице.
Доказательства от критиков и зрителей
Впервые эта теория появилась в начале нулевых, в книге японского литературоведа Масаси Симидзу, посвящённой творчеству Хаяо Миядзаки. Он разбирал «Моего соседа Тоторо» в контексте культуры и гадал, что хотел сказать режиссёр, создавая именно такую историю.
Критик вспомнил, что одной из любимых книг детства у Хаяо Миядзаки была «Ночь на галактической железной дороге» Кэндзи Миядзавы. В ней описывается путешествие двух мальчиков на волшебном поезде по Млечному Пути, а в конце выяснялось, что один из героев — призрак, отправившийся в загробный мир и взявший друга, чтоб вместе было веселее. Не закладывал ли Миядзаки подобную идею в своё аниме?
Другие считали, что режиссёр вдохновлялся «инцидентом в Саяме» — весьма скандальным преступлением, случившимся в середине 60-х. Была похищена и убита шестнадцатилетняя девушка, а по обвинению арестован и осуждён человек из касты неприкасаемых. Как потом оказалось, следствие велось через пятую точку, а японские правоохранители пытались свалить вину на первого попавшегося бомжа, которого никто не будет жалеть и защищать. Однако скандал
разгорелся, к нему подключились политики, коммунисты, либералы, и в итоге простое похищение вскрыло массу социальных проблем, на которые все долгое время закрывали глаза, и которые надо как-то решать. Само существование касты неприкасаемых, некачественная работа полицейских, отсталые методы ведения расследования, отсутствие социальной адаптации для вышедших на свободу преступников… За обсуждениями все забыли про сестру погибшей, которая очень переживала её смерть и вскоре покончила с собой.
В аниме нашли несколько параллелей с этим происшествием. Некоторые названия деревни, где живут героини аниме, и мест вокруг неё совпадают с названиями из реальной Саямы. Сторонники этой теории считают, что «инцидент в Саяме» произвёл большое впечатление на Миядзаки и хотя бы отчасти вдохновил его на создание аниме.
Кроме того в самом аниме находят множество символов, подтверждающих пребывание девочек в загробном мире.
Одним из таких является нора, где героиня впервые увидела лесного духа — якобы это переход в иной мир. Башмачок, который девочки выловили из озера, принадлежал одной из них – тот намекает, что она на самом деле утонула. В финальной сцене у них нет тени – прямо как у призраков – а когда они приезжают в больницу, их видит только мать, которая находится на грани между жизнью и смертью.
***
Как бы то ни было, создатели аниме и в первую очередь сам Хаяо Миядзаки отрицали и связь со случившимся в Саяме, и намёки на смерть героинь аниме, и то, что Тоторо может быть богом смерти.