22.06.2021
Работы Ито Дзюндзи

Дзюндзи Ито – мастер японского ужаса

Дзюндзи Ито – один из самых известных авторов манги в жанре ужасы. Его фантазия распространяется далеко за пределы печатных изданий – на аниме, кинематограф и даже игры (ну почти – игра, которую должен был делать Дзюндзи вместе с Гильермо дель Торо и Хидео Кодзимой была отменена).

Дзюндзи Ито в реальности

Его манга ярко выделяется среди других хорроров особым стилем. Отвратительные и жуткие вещи он показывает очень детализировано и сочно.  Пузыри на гниющем трупе автор обязательно продемонстрирует во всех подробностях, разложение туши на всех этапах, последствие болезни – во всей ужасающей красе.

Это накладывается на буйную фантазию автора – часто Дзюндзи делает источником ужаса обычные безобидные вещи, так что никогда нельзя предугадать, куда же повернёт его воображение, какая мерзость ждёт в следующей главе – банальный утопленник или поэтапное превращение человека в улитку, пожирающая тело болезнь или красный круг на стене…

Ещё одной примечательной чертой творчества Дзюндзи Ито является длинна сюжета. Он мастер коротких историй. Большая часть его работ – это сборники рассказов, где одна глава = одна история. Некоторые из них объединяет главный герой, который становится свидетелем или участником странных событий. Некоторые, вроде «Спирали» связаны в относительно цельный сюжет.

Дзюндзи Ито в собственной манге

Главный плюс такого подхода – способность автора за пару десятков страниц рассказать сочную атмосферную страшилку, прописать характеры главных персонажей и придать происходящему необходимую правдоподобность (ибо чем дальше ужастик от реалистичности, тем меньше он пугает).

Чуть менее главный плюс, который проявляется только есть прочитать сразу несколько сборников – безграничная фантазия автора. Таких маленьких историй у него очень много, и для каждой есть свой сюжет и свой источник ужаса. Хотя это не значит, что у Дзюндзи нет неудачных работ.

Главным минусом такого подхода является странная бессвязность, проявляющаяся в тех мангах, главы которых должны быть связаны в один сюжет. Особо ярко (хотя чтобы это заметить надо читать очень внимательно) это заметно в «Спирали», чуть менее заметно в «Историях о привидениях от Мими» — переходящие из сюжета в сюжет персонажи частенько забывают то, что с ними происходило раньше. Человек встречавший призраков, в следующей главе может оказаться ярым противником того, что призраки вообще существуют. Жители города каждой жуткой дичи удивляются как в первый раз, будто с ними не происходило ничего странного.

А теперь, собственно, о самых интересных работах Дзюндзи Ито.

Томиэ

Самым известным творением Дзюндзи Ито является манга о странной девочке с крайне гадким характером. Школьница Томиэ стала жертвой неизвестного маньяка, который расчленил её тело. Но не успели одноклассники похоронить её останки, как она вернулась. И не в виде призрака, а реальной живой девочкой, будто с ней ничего и не происходило. Но, как могут догадаться поклонники жанра ужасов, вернулась она не такой.

Поскольку автор – мастер коротких историй, «Томиэ» — это тоже ряд маленьких сюжетов, которые почти не связаны друг с другом. И сущность главной героини крайне непостоянна — то она возвращающийся ради мести мертвец, то страдающая от редкой болезни или проклятия (и дурного характера) девочка, то вообще демон, только притворяющийся школьницей.

Разнообразие историй даёт огромный простор для режиссёров, которые получили возможность снимать совершенно разные фильмы про одного и того же персонажа. Экранизаций у «Томиэ» более десяти штук.

Среди них особо выделяется фильм 2011-го года, который снял сам мангака по собственному сценарию. Правда ничего более примечательного, чем имя создателя, у фильма нет — режиссёр из Ито получился так себе, и фильм не снискал ни популярности, ни зрительской любви.

Спираль

Второй по популярности и лучшей, на мой взгляд, мангой Дзюндзи Ито является «Спираль». В этом хорроре ярче всего проявились самые сочные черты стиля этого автора.

Несколько небольших историй более или менее связанных в единую сюжетную линию описывают жизнь маленького провинциального городка. В нём однажды стали появляться странные спирали, даже там, где их не должно быть. По чьей-то злой воле в них складывается лапша в супе, завивается дым из крематория, они проявляются на керамике и в менее уместных местах… Спирали сводят людей с ума.

Само по себе это может показаться нелепым – что страшного может быть в завитушках? Однако не стоит недооценивать умение автора нагнетать атмосферу и делать самые обычные вещи и явления жуткими.

У этой манги тоже есть парочка экранизаций — странный фильм 2000-го года, старательно пытающийся напугать зрителя устаревшей компьютерной графикой, и мини-сериал, выход которого ожидается в 2020-м году.

Рыба

Название намекает, чем автор будет пугать в этой манге. Юная парочка Тадаси и Каори поехали провести лето на морском побережье, но их отдых не задался. С самого прибытия чувствительная к запахам Каори стала замечать странную гнилостную вонь.

Вскоре обнаружился и источник запаха – выползшая на берег рыба с двумя парами ног. А спустя несколько дней вся береговая линия японского острова кишела морскими обитателями – от мелкой рыбёшки до акул, китов и огромных кальмаров, которые обзавелись коленчатыми конечностями и устремились из родных глубин к людям в города.

У «Рыбы» тоже есть экранизация в виде небольшого аниме OVA 2012-го года. Сценарист аниме очень многое изменил в сюжете оригинала, лишив историю динамичности и немалой части атмосферы.  А дешёвая низкокачественная анимация оказалась не в состоянии передать детализированный и сочный стиль манги.

Коллекция ужасов от Дзюндзи Ито

Первое творение автора – манга из 16-ти томов, которая выходила на протяжении 14-ти лет. Сейчас она является одной из самых популярных работ Дзюндзи – не в последнюю очередь благодаря многочисленным экранизациям.

Уже упоминаемая «Томиэ», так полюбившаяся режиссёрам японских хорроров, была частью «Коллекции», и ещё до завершения манги стала довольно известной кинострашилкой (в Японии – за пределами этой страны о фильмах про Томиэ слышали разве что ярые поклонники мангаки).

Кроме того, есть одноимённое аниме — «Коллекция ужасов от Дзюндзи Ито». Несмотря на название, оно экранизирует мангу только частично. Но зато мрачно и атмосферно – на сегодняшний день это лучшая экранизация творений этого автора.

«Коллекция…» — это сборник коротких историй о мистическом и ужасном. О призраках, вернувшихся с того света мертвецах, о чудовищах, проклятиях, болезнях и просто странных вещах – калейдоскоп страшилок, разнообразный и многогранный, часто удивляющий очередным поворотом авторской фантазии, которая превращает обычные вещи в источник ночных кошмаров.

Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му 

Почему бы не перейти от гниющих трупов, мохнатых гигантских многоножек и древних проклятий к чему-то более милому? Вероятно, именно так однажды подумал Дзюндзи Ито и нарисовал мангу о котиках, заодно перейдя от жанра ужасов к комедии.

«Кошачий дневник» — милая биографическая манга о жизни автора, его жены и его питомцев. Обычные бытовые истории о том, как пушистые ушлёпки ходят в туалет где попало, не хотят играть с автором, дерутся за верхнюю полку на кошачьей горке…

Истории действительно милые и смешные. Но не стоит забывать, что мангака обычно рисует ужасы. Так что даже в комедии о повседневности найдётся немало странных и мерзковатых моментов. И главный источник мерзости — сам автор.

Дзюндзи часто изображает себя как монстра из собственных страшилок — с острыми зубами, бугристой кожей, безумным взглядом. Что добавляет в сюжет особый смак, когда это жуткое депрессивное нечто не может заснуть ночью, беспокоясь, что котик заболел.