Недавно я разбирала старые скрины на компе. Многие из них относились к игре GRIME, некоторые из них были красивыми — почему бы не использовать их и не написать обзор.
GRIME – именно так, большими значительными буквами – это метроидвания, явно вдохновлённая Hollow Knight’ом и прочими двухмерными соулслайками. От своих предшественников она взяла лучшие черты. И не очень хорошие тоже. И добавила своих, сомнительных.
Начинается игра с небольшой вступительной катсцены, которая, по сложившейся у двухмерных соулслайков традиции, ничего толком не объясняет. Но задаёт тон истории – безымянный герой без лица и голоса оказывается в умирающем мире, чтобы выполнить своё предназначение, которое неизвестно в чём заключается.
Оружия и брони у него поначалу тоже нет, и с первых минут GRIME демонстрирует свой главный плюс – парирование. Ну или минус – кому как. Я люблю парирование, настолько, что даже некоторых боссов Elden Ring’а прошла с баклером и кинжалом милосердия. За качественно сделанную механику любая игра получает от меня дополнительные два балла в карму.
Однако если вы не любите парировать, в GRIME вам лучше не ходить. Её геймплей целиком завязан именно на нём, начиная с того, что в первые минуты игры это единственное доступное оружие, и заканчивая тем, что получить 85% способностей можно только парируя удары врага. Даже местный эстус пополняется за счёт успешного парирования.
Парирование тут есть двух типов – отражение урона и поглощение врага. С первым всё понятно из названия, а вот вторая механика немного любопытнее.
Нажимая в нужный момент нужную кнопочку можно поглотить мелкого моба – герой буквально расщепляет его на атомы и втягивает в себя аки чёрная дыра. Если поглотить несколько врагов одного типа, можно получить их способность. Не сразу в пользование, конечно – нужно будет ещё посидеть у местного аналога костра и закинуть в него соответствующие материалы для прокачки.
Ещё один плюс игры – она довольно красивая. Хотя её локации не завораживают так, как Холлоунест или Монастырь Владычицы нашей с ликом опаленным, они иногда бывают хороши.
Довольно часто я попадала в места, где хотелось остановиться и полюбоваться окружением. Довольно часто боссы обращают на себя внимание не только тем, что сейчас пафосно надерут тебе зад, но и ладным внешним видом.
К слову о боссах. Они прекрасны.
GRIME во многом уступает своим собратьям, но вот боссфайты у него великолепны.
Боссы делятся на сюжетных и опциональных. Сюжетные дают способности, без которых нельзя продвинуться дальше в исследовании мира. Опциональные повышают заряд эстуса, который тут называется дыхание и которого всего три. И то, если упокоить всех опциональных боссов. В начале хилка будет всего одна – однако, как я уже говорила, каждое успешное парирование немножко пополняет её.
Боссов тоже можно парировать. В большинстве случаев это просто отразит урон обратно в него же, но некоторым можно таким образом сломать конечности, что существенно упросит бой.
Многие боссы имеют те или иные интересности. Например, один, взяв пример с Обезьяны-стража, после победы над ним подло и внезапно поднимается из мёртвых, чтобы ещё раз вломить герою.
Другой имеет преданного поклонника, который после упокоения босса будет преследовать героя, устраивая ловушки на его пути и поясняя, какая он тварина по жизни.
Третий стоит на высоком пьедестале, и добраться до него можно только с помощью приблуд для прыжков, которые время от времени выносят на поле боя его миньоны.
После победы над некоторыми боссами почти полностью меняется их локация…
В общем, многие боссы в игре – это не просто громадины, которых надо стукать дубиной, периодически уворачиваясь от их атак (но и такие тоже имеются).
На этом плюсы кончились. Теперь очередь сомнительных штук.
Многие штуки, которые существуют по умолчанию в других метроидваниях, в GRIME вынесены в отдельные способности, которые ещё надо добыть, поглотив соответствующего моба или босса. Например, банальная ходьба – в начале игры герой может только бежать бегом. Или способность телепортироваться между кострами.
Босс, с которого выпадает телепортация, сидит примерно в середине игры. Если целенаправленно его искать. А если не знать о его существовании, то его можно и вовсе не найти – никакого внутриигрового списка способностей тут нет.
Другие обзорщики называли это существенным минусом. Однако мне отсутствие телепортов не доставляло неудобств – мир GRIME не особо велик. Возможно потому, что я нашла этого босса довольно быстро, до того, как зашла в локацию из дополнения, где без перемещения между кострами захочется бросить всё и уйти в запой.
Ещё одна штука, которая мне не понравилась – сюжет. Да, я тот человек, который играет в соулслайки ради сюжета и лора. Поэтому его наличие и качество важно для меня.
Сюжет GRIME… Я не могу назвать его плохим или криво прописанным – для метроидвании в самый раз. Однако…
Если коротенько: герой буквально бездушный ушлёпок, и мне часто было неприятно играть за него. Вот упомянутый гигант, который беседует с мелкими мобами об искусстве – игра считает правильным решением убить его. Но зачем? Он неагрессивен к герою, мил и безобиден – он так и называется Безобидный гигант (хотя вломить может сильнее большинства сюжетных боссов). Однако если хочешь дополнительную шкалу эстуса, изволь, игрок, разрушить их идиллию.
Во время разговора с НПС у героя есть выбор реплик. Выбираешь «продолжить разговор»… и герой убивает чувака. Зачем-почему? Хз. Может быть у него сегодня был плохой день.
Но и другой выбор ни к чему не ведёт, потому что НПС был создан для того, чтобы герой вломился в его хату и убил его.
То есть потом, конечно, игра это объяснит – сверху свалится огромный рогатый чёрт и расскажет герою, какой он ушлёпок, попутно пояснив причины… Но впечатление уже сформировано и от него так просто не избавиться.
К слову, в игре есть разные концовки, и выбор «не быть мразотой» считается плохим финалом.
Не то чтобы это прям минус, игру особо не портит (ибо сюжет в любой метроидвании размазан по геймплею таким тонким слоем, что его легко не заметить вовсе), но мне не понравилось.
Проработкой лора игра тоже уступает своим собратьям. Часто создаётся ощущение, что какая-никакая история мира существует тут чисто для галочки в списке «как сделать соулслайк».
В некоторых локациях он размазан настолько тонко что даже я, со своей любовью копаться в описаниях каждых попавшихся рваных трусов погасшего нищеброда, не смогла его найти. И с сюжетом они не связаны тоже, из-за чего локации кажутся пустыми и бесполезными.
А теперь к настоящим минусам.
Наверное, вы ещё по абзацу про парирование догадались, что это крайне субъективный обзор. Поэтому главным минусом игры я назову платформинг.
Я не люблю платформеры. Я могу терпеть присутствие подобных механик в метроидвании, если она может предложить что-то кроме – я могу потерпеть Белый Дворец ради глубокого лора или зеркала Мириам ради… хз чего, на самом деле, баранье упрямство включилось в тот момент, наверное.
GRIME на 70% прохождения был отличной метроидванией, но в конце полностью превратился в платформер. В последних локациях даже мобов нет – только бесконечные проверки на гибкость пальцев.
Ещё один связанный с этим минус – дополнение Colors of Rot. Да, оно добавило босса, который учит телепортации, чего, наверное, поклонники игры ждали с нетерпением. Но какое же оно огромное и скучное!
Оно добавило огромную пустую локацию, смысл существования которой – развлечь тебя платформингом. А если он не развлекает…
Казалось бы, не нравится — не лезь туда. Но на локации не написано, что она будет сюжетно пустой и бесполезной. Пришлось облазить её вдоль и поперёк, чтобы убедиться.
Хотя игра поначалу мне нравилась, в какой-то момент она стала невыносимо душной.
Если говорить об оценке в цифрах, я дам игре 68/100.