Драконы, виверны и змеи ведут свой путь в искусстве из глубокой древности. Настолько глубокой, что это даёт повод некоторым конспирологам видеть в них свидетельство сосуществования людей и динозавров. Из мифов и устных сказаний они перешли в живопись и литературу, в архитектуру и геральдику, обосновались в сказках и рыцарских романах, а из них перекочевали в фэнтези. Драконоподобные существа, наверное, самые популярные мифические твари из всех существующих, распространённые почти во всех культурах нашего мира.
Хотелось бы сказать, что раньше было лучше, и драконы с вивернами были разделены на чёткие категории, а потом пришли постмодернизм, глобализация, фэнтези и прочие веяния нового времени, но нет. Путаница в терминах была всегда – отчасти из-за переводов, в которых чуть ли не любая неведомая зверушка объявлялась драконом, отчасти потому, что канонический облик этого ящера был установлен относительно недавно (относительно тысячелетий существования этого образа).
Но обо всём по порядку.
О драконах
Дракон – собирательное название, под которым подразумевается великое множество мифических ящеров – от китайского символа доброго начала Ян до одного из лиц библейского дьявола и от змееподобных тварей до хтонических многоголовых чудовищ.
Долгое время у драконов не было единого облика – этим словом могли быть названы и виверны, и василиски, и морские змеи и многие другие монстры. Творцы даже не думали сойтись во мнении, сколько у него должно быть лап, какие крылья и какой формы морда. Например, справа на первой иллюстрации к статье часть картины «Святой Георгий и Дракон», однако дракон этот обладает всеми признаками виверны. А справа от этого абзаца (для тех, кто читает её на десктопе) — Татцельвурм, чьё англоязычное название Alpine dragon широко разошлось по современному фэнтези.
Так или иначе к XXI веку в искусстве установился более или менее определённый внешний облик дракона, а заодно появилось разделение на западного и восточного.
Здесь мы будем говорить о западных драконах, потому как он имеет общую «среду обитания» с виверной и интересуясь отличиями этих ящеров, чаще всего подразумевают его.
Дракон в западной культуре имеет две пары когтистых лап как у птицы или ящерицы. Два перепончатых крыла как у летучей мыши. Часто у него есть рога, шипы и гребень вдоль позвоночника, спускающийся до кончика хвоста. Реже творцы добавляют ему звериные уши. Голова у него узкая, на длинной шее, пасть клыкастая, с раздвоенным языком, а покрыт он чешуёй.
Впрочем, возможны и вариации – некоторые творцы заменяют чешую на перья, острые рога на ветвистые оленьи, узкую морду рептилии на плоские рожи, как у мопсов… Отступлений от канона великое множество.
Часто драконы являются разумными и говорящими, однако это не обязательная их черта. Так же как и любовь к девственницам и навязчивое желание сторожить кучу сокровищ, которые в процессе того становятся проклятыми.
О вивернах
Виверна – более чёткий термин, подразумевающий определённый вид мифических ящеров.
У неё тоже лапы птицы или ящерицы, перепончатые крылья, чешуя, длинная шея и длинный хвост, нередко заканчивающийся остроконечным набалдашником. Как и дракон, виверна была одним из любимых животных геральдики, так что её часто можно увидеть на гербах и флагах. Точно так же она была одним из обликов дьявола, символизировала жадность и звериную мощь, похищала невинных дев и собирала сокровища в пещерах.
Главным отличием дракона от виверны является строение тела и количество ног. У первого их четыре, а у второй всего две. В искусстве старше ХХ века она чаще всего изображалась как двуногий динозавр – ходила на мощных задних лапах, а крылья были маленькими и атрофировавшимися.
Однако чем ближе к нынешнему времени, тем чаще виверна встаёт на четыре конечности, используя развитые крылья как дополнительную пару лап – так когда-то передвигались летающие динозавры и передвигаются сейчас летучие мыши.
Из-за этого сходства некоторые писатели и прочие творцы считают виверну более реалистичным видом драконов. Так что в низком или историческом фэнтези, которое стремится к максимальному правдоподобию, огромными летающими ящерами с большой вероятностью будут именно виверны. Как, например, в знаменитой «Игре престолов» — Мать Драконов, если использовать более точную терминологию, является матерью виверн.
По той же причине – больше реалистичности богу реалистичности – виверны чаще всего оказываются неразумными животными. Особенно ярко это проявилось в «Ведьмаке» Анджея Сапковского, где собраны самые разные мифические твари – драконы там являются разумной расой, а виверны, василиски, кокатрисы и прочие драконоподобные ящеры нет.
И раньше, и сейчас виверну относят к подвиду драконов, так что её тоже можно именовать этим термином. Однако в обратную сторону это не работает, и далеко не каждого дракона можно назвать виверной.