«Город солнца» — одна из самых известных классических утопий. Рассуждение Томмазо Кампанеллы, человека, который родился в середине XVI века, о том, как жить так, чтобы всем было хорошо. Несколько веков спустя, описанный в них идеальный общественный строй получит название «коммунизм».
Именно благодаря утопическому описанию коммунизма Кампанелла был очень уважаем теми, кто поддерживал идею общества без частной собственности, где все одинаково богаты и бедны и имеют одинаковый доступ к земным благам. Даже «наше всё» отечественных коммунистических веяний товарищ Ленин, когда ещё не был грибом и радиоволной, ссылался на «Город солнца», как на образец того общества, которое мы должны построить.
Потому в некоторых частях света «Город солнца» был более известен и значим, чем технократическая утопия Бэкона или даже родитель жанра Томас Мор.
Сюжет и устройство города
Как и во многих классических утопиях, сюжет этой книги является рассказом путешественника, который побывал в необычной стране. Мореплаватель рассказывает трактирщику о том, что видел в Городе Солнца.
Город этот находится на острове в Индийском океане – на Тапробане, которая раньше была описана в античных мифах, а сейчас в ней подозревают Цейлон.
Город представляет собой крепость на холме, состоящую из семи ярусов, возвышающихся один над другим. Жители в нём счастливы, армия крепка, богатства изобильны, в нём нет нищих и больных, развиты науки и искусства. Его ворота открыты для иностранных купцов, а соседи все как один ему завидуют. А всё потому, что в Городе Солнца построили коммунизм.
Коммунизм
Все жители чудесного города равны между собой (на самом деле нет, но об этом чуть ниже).
В Городе Солнца запрещена частная собственность. Всё общее и всё одинаковое у всех. Люди живут в одинаковых домах и комнатах, периодически ими меняясь, когда начальство им это прикажет. Начальство оное ест за одним столом с подчинёнными. Все имеют одинаковую одежду – разве что совершившим подвиг воинам можно как-то выделиться.
В Городе нет слуг и господ. Но за столом прислуживать и выносить горшки за больными кому-то всё равно надо, поэтому этим занимают дети и молодые. Тогда как старшие управляют работой общины. Способных отбирают на должности повыше, посредственных отправляют на работы им по силам. Каждому найдётся занятие в Городе Солнца и каждый будет трудиться во славу утопии 4 часа в день.
А остальное время посвящено учёбе, искусствам и играм. Но только подвижным — шахматы, например, в Городе Солнца запрещены, потому, что сидячие занятия портят фигуру, и потому, что, по мнению автора, когда люди нагружают работой ум, а не тело, у них получается хилое потомство.
Правят городом избранные мудрецы, одновременно учёные и религиозные лидеры, каждый из которых в ответе за свою область — науку, войну и деторождение.
Основные идеи
Три столпа, на которых стоит Город Солнца – это наука, описанный выше коммунизм и детопроизводство. Есть ещё и другие штуки, вроде религии околохристиансткого типа или повсеместного образования, однако им автор уделяет гораздо меньше внимания.
Едва ли не на первое место он ставит важность производства детей. Дети – будущее нации, поэтому правители Города Солнца тщательно следят за их рождением и обучением. Поэтому долой неконтролируемые сношения – секс должен происходить только с разрешения государства и под контролем начальства.
Сперва мужчин и женщин раздевают и приводят на смотрины к надсмотрщику, который определяет, кому с кем быть парой. Красивым он определяет в партнёры страшненького, низким — высокого, толстым – худого, чтобы произведённое потомство было золотой серединой. Совсем уродливых в городе нет – сказывается многолетняя селекция. И тот факт, что уродцев высылают из города куда подальше, чтобы не портили генофонд.
Далее назначается подходящий для сношения час (его определяют астрологи), и под присмотром других надсмотрщиков мужчина и женщина могут приступить к коитусу.
Институт семьи у Кампанеллы не почёте. Женщины являются общими – каждый мужчина может три раза в неделю получить разрешение на сношение с определённой ему надсмотрщиком женщиной. У женщины же секс должен быть только для производства детей. Если от двух коитусов она не забеременеет, то её определяют в шлюхи и лишают некоторых социальных удовольствий.
Дети тоже общие – их воспитывают группами специально отведённые люди. Чтобы мать не отвлекалась от работы и производства новых граждан утопии.
В науке автор, по воспоминаниям его современников, был не силён. Поэтому, хотя и написал, что науки очень развиты и почётны в Городе Солнца, в подробности он не вдавался, а все научные достижения соляриев умещаются в одной книге, которая почитается как Библия.
Царицей же наук в утопии выступает астрология. Положение звёзд на небе определяет все события общины, от военного похода до случения мужчины и женщины.
Ещё немного антиутопичных деталей
Уже на этом моменте можно ощутить, как от Города Солнца тянет душком антиутопии. То, что монах из XVI века считал раем на земле, несколько столетий спустя выглядит совсем иначе. Мне это напомнило «Мы» Замятина с талонами на секс и «Голодные игры», где достаток центра зависел от нищеты окраин.
Если вглядеться в детали, то быстро выяснится, что века спустя утопия превратилась в свою полную противоположность.
- Все равны, но некоторые равнее
Кампанелла отмечает, что жители Города Солнца равны, все имеют одинаковых одежду, одинаковые причёски, одинаково трудятся на благо общества, не прерываясь ни на день, едят за общим столом. Однако почти сразу выясняется, что надсмотрщики, «почтенные старцы и старицы», получают больше еды, и она вкуснее. Вкусностями они могут делиться с послушным молодняком – а могут и не делиться, если не хотят. Непослушных же они могут убеждать кнутами и розгами.
- Одиночество под запретом
Быт Города Солнца выстроен так, чтобы человек никогда не оставался в одиночестве. Всегда и везде он должен быть на виду – даже за соитием с женщиной наблюдают надсмотрщики.
А всё потому, что одиночество толкает к запретным соблазнам и греховным удовольствиям. Так что все ходят группами и бдят друг за другом.
- Старость в 50
Благодаря здоровому образу жизни и ежедневным физическим нагрузкам на свежем воздухе, жители Города Солнца доживают до ста, а то и до двухсот лет. Однако стариками становятся уже в 40-50 лет. Впрочем тут Кампанелла ориентировался на свой XVI век, когда средняя продолжительность жизни была значительно меньше, чем сейчас.
- Смертная казнь за косметику и длинные юбки
Скрывать природные недостатки – одно из страшнейших преступлений в Городе Солнца. Женщина может навести красоту искусственно, но недостатки всё равно проявятся на её детях. Поэтому за косметику, украшающую лицо, за длинные юбки, скрывающие кривые ноги, и за высокие каблуки женщину ждёт смертная казнь.
- Добровольная смерть
Почти сразу Кампанелла оговаривает, что жители Города очень гуманны. Поэтому вместо того, чтобы звать палача, они уговаривают обвиняемого совершить самосожжение. А если кто-то упорствует, несмотря на все уговоры, то его забивают камнями.
Если вспомнить, что у них в распоряжении есть кнуты и тюрьмы, становится понятно, как именно уговаривают. Но зато гуманно, и никто из жителей не взял грех на душу за убийство соотечественника. Оруэлл с Министерством Любви одобряют.
- Рабство – плохо, но если рабы государственные, то хорошо
Кампанелла обладает весьма двойственным мнением о рабстве. В начале он осуждает это явление. С одной стороны, нищета и лишения озлобляют людей, заставляют их грешить и совершать преступления. С другой стороны, рабство развращает общество, позволяя переложить труд на плечи рабов, отчего владеющие ими загнивают в ленности.
Но чуть позже оказывается, что Город Солнца совсем не против рабства. Он охотно делает своими рабами жителей других стран, взятых в плен во время военных походов, а потом продаёт их бродячим торговцам или отправляет на тяжёлые работы за городом.
- Противопоставление города и деревни
Кампанелла не раз показывает деревню как отстойник для отбросов общества. Туда ссылают глупых детей, уродов, калек, не согласных с политикой партии, рабов – всех, кто портит утопичный облик города. При этом правительство не забывает посылать туда же соглядатаев, чтобы сообщали тайно обо всём, что творится в деревне.
В XVI веке Томмазо Кампанелла описывал идеальное общество, в котором он сам хотел бы жить (подозреваю, не рабом в деревне, а мудрецом на верхнем ярусе) и которое пытался построить в Италии. Но сил свергнуть существующую власть у его сторонников не хватило, и Кампанелла оказался в тюрьме, где провёл 27 лет своей жизни.
Однако идеи его не были забыты, и нашли отражение в многочисленных попытках построить коммунизм через социалистический строй.
Интересно, кто нибудь из советских читателей «Незнайки в Солнечном городе», понял какая крутая там отсылка?