22.06.2021
корабль Питера Пэна на фоне луны

Питер Пэн на самом деле довольно жуткий

В какой-то момент в литературе возникла мода на переосмысление старых сказок. Их стали делать более приземлёнными и циничными, переписывать для взрослых – и не только в плане контента 18+, но и в плане общей серьёзности и моральной неоднозначности. Многие писатели и сценаристы переворачивали известные истории с ног на голову, делая злодея положительным персонажем, а героя отрицательным.

Эта мода не обошла стороной и Питера Пэна – героя знаменитой сказки Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди». Её переделывали десятки раз – в книгах, фильмах, сериалах, играх… Так, например, в «Похитителе детей» Джеральда Брома невзрослеющий мальчик стал жестоким антигероем, заманивающим детей в Нетландию, чтобы они стали пешками в кровавой войне, которая бушует на острове уже много лет. А в сериале «Однажды в сказке» из него вовсе сделали злодея – одного из самых страшных за весь сериал.

Питер Пэн на иллюстрации знаменитого художника Артура Рэкхема

Однако и в оригинальной сказке Барри Питер Пэн был не таким уж белым и пушистым. Истинным добрячком он является разве что в диснеевской экранизации, которая, наверное, и породила распространённую трактовку этого сюжета, по которой заглавный герой является ангелом, сопровождающим души умерших детей в рай – именно поэтому они никогда не стареют.

Если внимательнее вчитаться в текст, то этот рай покажется не его благостным христианским аналогом, а Валгаллой, где обитают суровые берсерки, которые всегда рады проломить кому-нибудь череп на поле боя.

Питер из диснеевского мультфильма

Многих читателей, взявшихся за книгу после просмотра мультфильма или просто ожидая детской сказки, удивляет то, как много в ней жестокости и кровавости. Живущие на острове мальчишки ведут самую настоящую войну с пиратами. Для них в порядке вещей вытирать вражескую (или свою) кровь с пола своего жилища после очередной стычки или находить трупы в лесу – наверняка то проделки Питера! Дети этому даже не удивляются. Да и фея Динь-Динь в порыве ревности ни много ни мало пыталась убить Венди, когда та впервые появилась на острове.

У Барри такие моменты подаются как часть игры, детская выдумка. Мальчишки и в реальности часто играют в войну, а какая война обходится без убийств? Хоть после неё не менее часто возникают споры, кто же убит и должен выбыть из игры, а по кому воображаемый враг промахнулся.

Впрочем, это размышления не об общем настрое сказки, а о её заглавном герое. Его образ выглядит жутковатым даже для такой легкомысленной атмосферы.

Питер Пэн – главный заводила в отряде мальчишек. Он определяет, чем они будут заниматься сегодня или во что будут играть – в войну, семью или что-то другое. И все его единогласно поддерживают. Почему же все мальчишки слушаются Питера? Сказка сама даёт ответ – потому что они боятся его. Настолько, что потакают всем его желаниям и не решаются рассказать о собственном несоответствии его требованиям.

Питер же растёт (или вернее уже вырос и остановился в определённом возрасте) самовлюблённым и избалованным, относясь к остальным как к своим игрушкам.

Он же главный драчун. Как уже говорилось выше, мальчишки не раз находили в лесу вокруг их жилища трупы пиратов – последствия засад, на которые наткнулся Питер во время очередной прогулки.

Другая причина, почему Питер Пэн выглядит пугающе – это его нечеловеческий взгляд на мир, который Джеймс Барри списал с фольклорных фей.

Питера Пэна воспитывали феи, в те времена, когда он ещё не отказался от взросления и жил в Кенсингтонском Саду. А феи в мире Барри соответствуют своим праобразам из шотландской (и не только) мифологии – фейри. У фейри, к которым относятся и гномы, и русалки, и многие другие волшебные существа, собственная психология, очень отличающаяся от человеческой. И особая логика, которая для людей выглядит безумной – что прекрасно раскрывается в сказках о них, написанных в XIX веке и дальше вглубь истории.

Питер смотрит на мир глазами фейри и действует в соответствии с их вывернутой логикой. Точно так же, как и Динь-Динь, которая в литературной сказке крайне далека от дисневского образа милой трудолюбивой девочки.

Как и феи Питер частенько похищает людских детей и уносит их в своё обиталище, для развлечения. Дети для него – интересные игрушки, если старая надоест всегда можно слетать в человеческий мир и взять новую.

Его беспечность и порой комичное незнание элементарных вещей (вроде поцелуя, который он легко может перепутать с наперстком) вкупе с легкомысленным отношением к чужой жизни делает его жутковатым персонажем даже несмотря на дурашливый контекст волшебной сказки.