Сказка «Репка» является одной из самых популярных русских сказок. Наверное, каждый сможет вспомнить, кто и в какой последовательности тянул сей корнеплод – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку…
Вот только большинство из нас помнит адаптированную детскую версию. Хотя в современных сборниках обновлённый вариант подаётся как народный, он несколько отличается от «оригинала» — если его можно так назвать, ведь у народных сказок часто существует несколько различных версий.
Самой известной и наиболее близкой к современному «канону» является версия, изданная в сборнике Александра Афанасьева – из неё выросли все детские «Репки». А изменять там было что — в народной сказке имелись штуки, которые ныне не принято говорить детям.
Например, собака, как и другие персонажи сказки, не имела собственного имени, а была названа по половой принадлежности – сучкой.
Но главная странность сказки заключается в том, что репку деду помогают тянуть ноги. Много ног.
Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!
Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла но́га. Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га но́га; дру́га но́га за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой но́ги).
Пришла пя́та но́га. Пять ног за четыре, четыре но́ги за три, три но́ги за две, две но́ги за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева
Что такое эти ноги? Интернет с момента загрузки в него «Репки» теряется в догадках. У самого Афанасьева нет пометок об этом — скорее всего в те времена значение ног не вызывало вопросов. Однако есть пример другого начала сказки, в котором дед зовёт на подмогу «ножку», которая бежит по дорожке — то бишь несмотря на ударение на первый слог, это всё же часть тела.
У современных исследователей и прочих любителей искать скрытое в фольклоре есть несколько мнений о том, что же это за ноги тянут репку.
Сама убедительная из них: ноги – это соседи. Дед позвал на помощь друзей и знакомых.
Главный аргумент: в некоторых губерниях (в том числе и Астраханской, где была записана сказка) было выражение «сходить за ногой» — то есть «позвать на помощь», а ногами были соседи. Говорят, эта поговорка сохранилась в русских деревнях до сих пор.
Подтверждается это объяснение и другой версией «Репки», которая была издана в списке поучительных сказок Владимира Даля — в ней деду помогает сосед.
Наименее убедительная: ноги – мифические существа. За этим словом скрывалась ногай-птица, то бишь грифон. Аргументов у этой версии два. Первый — ударение в слове но́га, якобы намекающее на то, что это существо, а не часть тела. Второй — у другого фольклориста, Петра Бессонова, в сборнике «Детские песни» была «Репка», в которой ноги прилетали на помощь — значит у них есть крылья.
Однако это совсем не объясняет, откуда у простого крестьянина в огороде взялось целых пять ногаев, которые были не самым частым гостем в славянских сказках.
Версия посередине: имеются в виду ноги тяглового животного – лошади или быка. Аргумент такой же, как и у первой версии – в некоторых областях России XIX века ногой называли копыто. Четыре копыта – одна лошадиная сила, почти достаточно, чтобы вытянуть из земли огромную репу. Ну а пятая нога – шутка юмора, бесполезная вещь (как собаке пятая нога), которая вдруг оказалась полезной.