03.12.2022

Убийца – дворецкий – откуда появилось это выражение

Фраза «Убийца — дворецкий» уже почти век считается синонимом банального сюжетного хода. Признаком плохого детектива и другом ленивого автора, который приделал своему творению самую простую и предсказуемую развязку.

Однако если любитель детективов захочет узнать, кто же были те авторы, так истоптавшие этот сюжетный ход, что он стал нарицательным, обнаружится, что детективов с убийцей-дворецким не так уж и много. А вернее всего несколько штук – недостаточно, чтобы «убийца-дворецкий» стал всем надоевшим штампом.

Так откуда же он взялся, если не из книг? Из сочетания двух точек зрения на жанр.

Первый родитель «Убийцы-дворецкого» — это статья писателя и критика С. С. Ван Дайна «20 правил для тех, кто пишет детективные романы», написанная в 1929 году.

Стоит отметить, что тогда, под конец «Золотого века детектива», многие смотрели на жанр как на логическую игру писателя с читателем. Первый расставляет фигурки на доске и загадывает загадку, второй должен догадаться, кто убийца, раньше, чем герой-сыщик раскроет дело.

Портрет Ван Дайна
Тот самый Ван Дайн

Как у всякой игры, у неё должны быть правила, иначе играть будет просто неинтересно. Долгое время они были негласными. Статья Ван Дайна – одна из попыток объединить их в своеобразную шпаргалку для писателей. Вот только автор не отличался объективностью и изложил в правилах свой взгляд на жанр.

В частности, он не рекомендовал делать преступником слугу – иначе читатель слишком быстро догадается, в чём суть. В дремучем 1929 году, когда шовинизм и сословная мораль ещё не осуждались так, как сейчас, было вполне естественным подозревать в преступлении в первую очередь представителей низкого сословия. Ведь они от природы подлее, чем благородные господа. Значит для поддержания интриги убийцей должен быть «человек с достоинством» — тот, кто кажется приличным членом общества.

Однако многие писатели не согласились со взглядами Ван Дайна. Они и стали вторыми родителями фразы «убийца — дворецкий», когда написали несколько детективов, где демонстративно сделали убийцей слугу – дворецкого.

Так известная американская писательница Мэри Райнхарт выпустила роман «Дверь», где преступником оказался дворецкий. Агата Кристи, вероятно обидевшись на статью Дайна, где он открыто намекнул, что один её детектив – позор для жанра, неоднократно обыгрывала этот сюжетных ход. Например, в романе «Десять негритят» дворецкий – убийца. Но интриги это не портит, потому что все персонажи преступники.

В итоге получилось, что с одной стороны «Убийца — дворецкий» был назван плохим сюжетным ходом. А с другой стороны был вал (хоть и сравнительно небольшой) детективов, где преступником был именно он. И часть книг действительно была не лучшего качества.

Очень скоро «Золотой век детектива» закончился. На смену логической игре пришли эмоциональные триллеры и боевики, на смену чопорным детективам про состоятельных господ и их слуг пришёл динамичный нуар. Правила Ван Дайна потеряли актуальность, однако фраза ушла в народ. С тех пор её стали использовать как шутку, намекающую на банальность сюжета.

2 комментария к «Убийца – дворецкий – откуда появилось это выражение»

  1. Статья очень хорошая, позновательная, мне понравилась, я просто хочу немного добавить своего. Лично я не люблю жанр детектива, и вот почему. Как тут верно было подмечено, детектив это логическая игра автора с читателем. Но стоит добавить, что игра эта не честная. Автор всегда жульничает. Он нарочно запутывает читателя ложными ходами, наводками. Бессовестно мухлюет, специально поставляет под подозрение невиновных и тд. И вобщем то, по большому счету, дедектив, как произведение, практически только в этом
    и состоит. И ни в чем другом. Это даже, грубо говоря, не художественная литература, а графамания. Сочинение написанное с одной единственной целью и по одному единстенному шаблону: изобрести побольше ложных ходов в сюжете, с целью обмануть читателя. Если бы например, появился «настоящий детектив»( как одноименный сереал), то это бы был уже не детектив как таковой, а триллер или что то другое.

    1. Многие современные детективы действительно являются триллерами или боевиками, или граничат с ещё каким жанром. «Чистый» детектив как игра с читателем остался только у японцев — хонкаку. Но там авторы извращаются со всей своей японской фантазией, чтобы спрятать убийцу, и порой уходят довольно далеко от логики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *