Говард Филлипс Лавкрафт – один из известнейших писателей в жанрах ужасов и мистики. Его влияние на литературу столь велико, что появился даже отдельный поджанр специально для него – «лавкрафтовские ужасы» — в котором до сих пор работают многие популярные писатели, такие, например, как Стивен Кинг. А мифология, придуманная писателем для ряда своих произведений, впоследствии превратилась в огромный межавторский цикл «Мифы Ктулху».
Каждый раз, когда мне встречается популярный писатель с обширной библиографией, которого я ещё не читала, я впадаю в небольшой ступор – с какой стороны к нему подступиться? С чего начать читать его книги, чтобы не наткнуться на неудачное произведение и не разочароваться в нём? Думаю, такие сомнения возникают не только у меня. Так что для таких же сомневающихся я собрала список книг, которые дадут представление о лучших чертах творчества Лавкрафта.
Зов Ктулху
Лавкрафт крайне редко писал крупные произведения. Большинство его творений, в том числе и самые известные – это повести и рассказы. «Зов Ктулху» – самый знаменитый из них.
Сюжет небольшого рассказа описывает несколько случаев, на первый взгляд не связанных между собой. Странная статуэтка, найденная в вещах покойного родственника, волна кошмаров, накрывшая чувствительных к этому людей, странное беспокойство, охватившее пациентов психбольниц, воспоминания полицейского, который участвовал в задержании опасной секты…
Рассказчик, а вместе с ним и читатель, постепенно находит в них кое-что общее – Ктулху. Нечто неведомое, что таится под толщей океана и ждёт своего часа, чтобы пробудиться и принести новый мировой порядок.
Морок над Инсмутом
Эта повесть затрагивает двух других божеств из лавкрафтовского пантеона – Дагона, повелителя морей, и его супругу Гидру. А заодно раскрывает значительную часть мира Древних Богов, известную едва ли меньше, чем Ктулху – рыболюдей, обитающих в глубинах океана и приносящих людям дары в обмен на человеческие жертвоприношения.
Сюжет подаётся в виде рассказа главного героя о том, как он попал в полузаброшенный портовый городок Инсмут. Его обитатели – отличные рыбаки, но многие из них страдают от наследственной болезни, которая уродует их тела. Чем старше они становятся, тем больше их внешность начинает походить на их же добычу – рыбу. А чем больше времени герой проводит в этом уголке Америки, тем больше раскрываются его жуткие тайны.
В городе почти нет стариков, христианскую церковь вытеснила секта, поклоняющаяся морскому богу – с согласия жителей (а все несогласные странным образом исчезли).
Разумеется, ничем хорошим для героя это путешествие не закончится, ибо инсмутцы не любят чужаков, а Древние Боги не знают жалости к людям.
«Зов Ктулху», «Морок над Инсмутом» и «Хребты безумия» можно приобрести в одном сборнике на Литресе
Хребты безумия
Ещё один мотив, часто встречающийся в произведениях Лавкрафта – следы древних цивилизаций. Разнообразные заброшенные города, их обитатели, скрывающиеся в глубинах или деградировавшие в нечто неразумное и жестокое, монстры, созданные ими для работы или охраны, запретные знания, сводящие людей с ума… «Хребты безумия» как раз об этом.
Сюжет небольшой повести, которую когда-то собирался экранизировать Гильермо дель Торо, но так и не собрался, описывает путешествие исследовательской экспедиции к Антарктическим льдам. Приехав, чтобы взять пробы грунта и осмотреть местность, исследователи почти сразу натыкаются на камни правильной геометрической формы, а потом и на останки неизвестного науке существа.
По структуре повесть напоминает классический хоррор, приправленный гнетущей атмосферой ледяной пустыни и затаившегося в ней древнего ужаса.
Цвет из иных миров
Не только Древние боги и их последователи являются источником ужаса в произведениях Лавкрафта. Порой автор обращает свой писательский взор на глубины космоса, где обитают враждебные инопланетяне, как в повести «Шепчущий во мгле», или неразумные и к человеку нейтральные, но всё равно чуждые и опасные существа. О которых и рассказывается в «Цвете из иных миров» («Свет из иных миров», «Сияние извне», «Космический цвет» — переводчики как только не извращались с названием этой повести).
В небольшом городке случилось необычное — рядом с одной из ферм упал странный метеорит. Это привлекло в городок журналистов и учёных, но вскоре шумиха утихла, и фермеры вернулись к обычной жизни. И никто поначалу не заметил, что вместе с метеоритом на землю попала неведомая зараза, вытягивающая энергию из всего живого вокруг себя.
Как это часто бывает у Лавкрафта, сюжет подаётся в виде рассказов свидетелей, которые видят только часть событий, не знают всей правды, поддаются эмоциям и заблуждениям. Отчего повествование становится более атмосферным и пугающим.
Герберт Уэст — реаниматор
Безумные учёные, стремящиеся к новым знаниям, и искатели бессмертия, идущие к нему самым бесчеловечными путями, часто встречаются в хоррорах. Вот и Лавкрафт не обошёл эту тему стороной.
Герберт Уэст начинал как студент с самыми благими идеями — хотел найти способ продлить человеческую жизнь, а то и полностью победить смерть. Но его исследования становились всё более аморальными, а результаты экспериментов всё более пугающими, так что даже верный друг и соратник, рассказывающий эту историю, начал сомневаться в том, что цель оправдывает средства.
«Реаниматор» — одно из самых популярных произведений писателя, имеющее достаточно неплохую, хоть и безнадёжно устаревшую, экранизацию (и парочку её отвратных сиквелов) и серию комиксов по мотивам.
Прочитать его можно на Литресе в сборнике «Затаившийся страх»