26.05.2022
исекай "Унесённые призраками"

Исекай — что это за жанр и откуда он взялся

Если коротенько, исекай – это специфический жанр манги, аниме, ранобэ и видеоигр, описывающий перемещение героя из одного мира в другой, сюжеты о попаданцах. Появился в Японии, но быстро распространился на всю Азию. А в последние годы набирает популярность и на условном западе.

А теперь подробнее.

Исекай и его поджанры

Слово «исекай» переводится как «другой мир» и прекрасно отображает суть жанра – это истории о попаданцах. Чаще всего из нашего реального мира в другой, фантастический, однако могут быть вариации — из реального мира в компьютерную игру, из вымышленного мира в другой вымышленный мир, из современного мира в прошлое или будущее и прочее. Исекай одновременно является фэнтези или научной фантастикой. Нередко он пересекается с другими азиатскими жанрами манги и аниме – гаремом или мехой.

Попаданцы открывают огромный простор для авторской фантазии, и исекай объединяет все её проявления. Герои этого жанра могут переместиться в другой мир физически, с помощью магии или машины времени, переродиться в другом теле или попасть в мир компьютерной игры. Они могут быть Избранными, профессиональными путешественниками по мирам, прогрессорами (применяют свои знания из реального мира для ускорения технического и научного прогресса в вымышленном мире), обычными людьми или даже злодеями. Или вовсе слизью. Пришелец может быть один или несколько, а может и целая нация попаданцев. 

В общем, вариантов масса, и исекай объединяет их все.

У исекая есть два поджанра:

  • Исекай тен-и – описывает перемещение героев в другой мир физически, в своём собственном теле. Как это произошло в ранобэ «Двенадцать королевств» или аниме «Унесённые призраками».
  • Исекай тенсей – описывает перерождение в другом теле. К таким относятся, например, «Моя реинкарнация в отомэ-игре в качестве главной злодейки» или «О моём перерождении в слизь».

Исекай – специфический жанр, относящийся именно к аниме, манге и прочим видам азиатского искусства. Потому он не затрагивает истории о попаданцах, написанные за пределами Азии.

Нельзя назвать аниме диснеевскую «Принцессу и лягушку» или советский «Ну, погоди!», нельзя назвать мангой «Хранителей» или «Персеполис» и точно так же нельзя назвать исекаем «Алису в стране чудес» или «Хроники Нарнии», хотя они и описывают путешествие в другие миры.

История жанра

Корни жанра исекай уходят глубоко в историю японской литературы и фольклора. Его предками можно считать, например, «Сказание о принцессе Кагуя», где девушка с луны попала на землю, или сказку «Урасима Таро», заглавный герой которой спас принцессу морского царства, и та пригласила его погостить несколько дней в её подводном дворце.

Урасима Таро плывёт в подводный мир на спине черепахи

Как самостоятельный жанр исекай сформировался относительно недавно – в 80-х годах. Его первым произведением стало японское ранобэ Харуки Такатихо «Воин из другого мира», которое дало название жанру – на японском оно звучало как «Isekai no Yūsha». Как и многие творцы послевоенного расцвета японской культуры Харуки Такатихо вдохновлялся западными книгами и фильмами и знаменательное ранобэ написал под влиянием европейского фэнтези.

В 83-84-х годах вышло аниме «Святой воин Данбайн», которое закрепило успех нового жанра. За популярными тайтлами последовали подражатели, поклонники и просто вдохновившиеся авторы, и исекаи посыпались как из рога изобилия. С каждым десятилетием их становилось всё больше и больше.

В начале 90-х взошло на пьедестал популярности ранобэ «Двенадцать королевств», рассказывающее о параллельном мире, основанном на древней Японии и Китае. Время от времени в него попадают люди из современной Японии. Одной из таких стала главная героиня, призванная туда, чтобы править одним из королевств. Попаданец, оказывающийся правителем или влиятельной фигурой в ином мире – чертовски заезженный сюжетный ход исекая. Однако в остальном «Двенадцать королевств» выглядят оригинальнее многих современных тайтлов.

В последние годы ХХ века исекай перебрался в видеоигры. Moon: Remix RPG Adventure считается первой в этом жанре – она описывает приключения попаданца в мир видеоигры и высмеивает распространённые штампы RPG того времени.

Примерно в то же время стали появляться аниме и ранобэ, совмещающие жанры исекай и лит-рпг. В 2002-м начал выходить хит будущих десятилетий «Мастера меча онлайн», определивший своеобразный канон попаданцев в игры.

А за год до него появилось полнометражное аниме «Унесённые призраками», которое долгое время было самым популярным исекаем во всём мире. Правда мир тогда ещё не знал такого слова – в те времена оно даже для тематических сообществ анимешников было редким термином.

Но произведения в жанре множились, завоёвывали интерес читателей. В 2010-х термин всё чаще мелькал на тематических сайтах и под конец десятилетия окончательно превратился в русскоязычном пространстве в узнаваемый жанр, наравне с сёненами, сёдзё и прочими анимешными выражениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.