20.04.2024
Один во главе Дикой Охоты

Дикая Охота и её предводитель в мифологии

Дикая Охота – распространённый мотив в европейской мифологии, широко разошедшийся по этой части света и оставивший значительный след в её культуре и особенно в литературе.

Этим термином называют группу призрачных всадников, которые скачут по небу на демонических лошадях в сопровождении гончих с горящими глазами, или же время – определённый час суток, несколько дней в году (обычно между Рождеством и Богоявлением) или раз в несколько лет – когда эти всадники могут вторгнуться в подлунный мир и творить разнообразные бесчинства.

Миф о Дикой Охоте очень древний – его корни уходят далеко в дохристианскую эпоху. И очень распространённый – его можно встретить в фольклоре почти всех европейских народов, даже у славян. А с открытием Америки призрачные всадники пробрались и туда вместе с переселенцами.

Это привело к тому, что история всадников и предводитель Охоты меняются в зависимости от эпохи и конкретной страны.

Часть картины «Дикая охота Одина» Петера Арбо

В скандинавской и германской мифологиях, Дикую Охоту возглавляет Один на восьминогом коне Слейпнире, иногда под его другим именем Вотан, а сопровождающие его всадники – обитатели Асгарда или берсерки из Валгаллы, которые странствуют по миру, истребляя демонических созданий. И встретившийся на их пути воин будет вынужден присоединиться к ним.

У валлийцев во главе призрачных всадников едет владыка иного мира Араун или Гвин ап Нуд, герой многих мифов, король фейри и проводник душ в ином мире.

У славян Дикий Гон возглавлял Волчий Пастырь со сворой огромных собак или волков, которых гнал по небу вслед за солнцем, чтобы поглотить его. А зимой, в начале декабря, спускался на землю чтобы поохотиться на людей.

В средневековье Дикая Охота была прочно связана с фейри – всадники стали эльфами или феями, а вёл процессию эльфийский король или королева.

С распространением христианства многие мифические существа были объявлены слугами дьявола, в том числе и Дикая Охота. В околохристианской версии мотива её возглавлял сам Сатана, а его всадники – это ведьмы, которые собираются на шабаш, или преступники, обречённые на вечные муки. Вместе со своим владыкой они выезжают из ада, чтобы собрать души особо выдающихся грешников.

Существует и обратная, «добрая» версия Дикой Охоты, которая наоборот охраняет мир живых от дьявола и следит за тем, чтобы он и его слуги оставались в аду. Во главе такой благородной кавалькады часто был известный мифический герой – король Артур в Британии, Роланд во Франции. Или же реальная историческая личность, обросшая легендами.

Бывало, что Дикую Охоту возглавляла женщина – богиня ведьмовства Геката, германская богиня материнства Холда или даже раннехристианская святая Лючия Сиракузская.

Кроме того, в мифах и фольклоре, в сказках, рассказах и летописях упоминаются бесчисленные колдуны, проклятые короли, увлекающиеся оккультизмом дворяне, эльфийские принцессы и демонические создания, которые не называются напрямую Дикой Охотой, но по описанию и поведению являются ею.

«Дикая охота» Франца фон Штука

Хоть в некоторых вариациях мифа Дикая Охота занимается вполне благим делом, защищая мир от зла, встреча с ней не предвещала ничего хорошего.

Чаще всего всадники выбирали своей дичью людей, которым не повезло попасться им на глаза. Дьявол собирал урожай из грешников и утаскивал их в ад. Фейри похищали встречных, особенно детей и женщин, ради развлечения и увозили их в свои жилища под холмами или на дне озёр. Так же с фейри связано поверье, что когда Охота пролетает над людским селением, то души спящих могут присоединиться к всадникам и ехать с ними до рассвета.

Херн-охотник, один из предводителей Дикой Охоты

В западной части Европы демонические всадники часто оказываются людьми, проклятыми за грехи, занятия колдовством или по прихоти злого колдуна или дьявола. Проклятие выражается в виде определённых ограничений – всадники не могут остановиться по своей воле, или не могут сойти с лошадей – встав на землю они рассыпаются в пыль или проваливаются в ад. Или же они не могут покинуть местность, к которой их привязывает проклятие – обычно это заколдованный лес или окрестности озера.

Подобное упоминается в легенде о Херне-Охотнике — егере из Виндзорского леса, который был исцелён от смертельной раны чёрной магией, после чего стал демоническим владыкой леса с оленьими рогами на голове и каждую ночь вынужден выезжать на охоту вместе с другими егерями, из-за зависти которых и получил проклятие.

В некоторых мифологиях похищенные люди вынуждены присоединиться к Охоте и вечно пребывать между жизнью и смертью, странствуя с небесной кавалькадой – так ведёт себя американская версия этого мотива, состоящая из призрачных ковбоев.

Однако не похищение было главной опасностью для людей. Дикая Охота, с громом несущаяся по небу, была предвестником беды – войны, мора или других масштабных несчастий. Увидеть всадников в облаках было дурным знамением и для увидевшего их, и для тех поселений, над которыми они пролетали.

«Дикая Охота Одина» немецкого художника Фридриха Гейне

Как и многие мифологические мотивы, Дикая Охота оставила значительный след в европейском искусстве. Призрачному воинству, скачущему по небу, посвящали картины – особенно в этом отличился норвежский художник Петер Николай Арбо, который часто брался за сюжеты и персонажей из скандинавской мифологии.

Многие музыканты вдохновлялись этим образом – яркие примеры тому норвежская поэма «Draumkvedet» или американский хит «Riders In The Sky», который перепевали все, кому не лень.

И, как это часто происходит с искусством, оно оказывается частью политической пропаганды. Образ Дикой Охоты не стал исключением. В Германии времён Гитлера мифологии уделялось особое внимание – на ней строился облик великой империи, уходящей корнями глубоко в прошлое и стремящейся к великому будущему (не срослось, правда – у мира и Гитлера оказались слишком разные представление о том, как должно выглядеть это будущее). Мифология стала связью новой страны под властью диктатора с «славными предками», и нередко использовалась для прославления этого диктатора.

Образ Дикой Охоты с Вотаном во главе стал символом обновлённой Германии, символом её воинов, готовых умереть ради блага страны, возглавляемых самим фюрером, который заменял собой божество – диктаторские режимы любят говорить о божественности или богоизбранности своего лидера.

Ещё один вариант «Дикой Охоты» Петера Арбо

Наиболее широко образ Дикой Охоты представлен в литературе. В Средние Века о ней сочиняли баллады и поэмы, она встречалась в сагах и легендах.

С появлением готической литературы Дикая Охота вместе с другими фейри и связанными с ними тропами переехала в мистические рассказы. А когда фэнтези оформилось в отдельный жанр, призрачные всадники окончательно прописались в нём.

А ещё у меня есть статья о самых известных легендах о Дикой Охоте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *