20.04.2024

Лучшая манга моего 2022-го

Продолжение моих читательских и прочих итогов года посвящено манге.

И в этом году тоже я читала её значительно меньше, чем книг, поэтому в лучших будет всего три штуки.

Номер пять

Порой случается такое, что берясь за совершенно неизвестную штуку, с первой же главы понимаешь, что это шедевр. Что он на сто очков обходит все остальные прочитанные тайтлы и даже как-то неловко ставить их рядом – он настолько хорош, что другие будут выглядеть блёкло и неуместно рядом с ним.

Именно такой оказалась манга «Номер пять» Мацумото Тайё. Постапокалипсис в духе «Безумного Макса», ядрёный постмодернизм со множеством отсылок к попкультуре и эталонным самоубийством бога по Борхесу, а также обладатель самой наркоманской сюрреалистичной рисовки за 2001-й год.

Из-за неё поначалу было сложно воспринимать происходящее. Однако она же добавляет экспрессивности и делает атмосферу.

Далёкое будущее. Мир приходит в себя после постапокалипсиса – где-то шагнув сразу в киберпанк, где-то застряв на уровне вестерна. Очертания континентов и природа изменились, но человечество осталось прежним – всё так же любит воевать друг с другом за власть и ресурсы.

И герои увлекаются тем же. Несколько предводителей частных армий должны были хранить мир во всём мире и бороться с преступностью. Но больше заняты попытками поймать предателя, который отстреливает преследователей одного за другим.

Двуличный братик Урамичи

Манга Кудзэ Гаку не сравнится с «Номером пять» ни сюжетом, ни идеями, ни рисовкой – это обычная комедия про экзистенциальный ужас на примере работников дурацкого детского телешоу. Однако она весьма отличная.

Урамичи работает ведущим детской телепередачи. Умеренно популярной и очень тупой детской передачи, по духу напоминающей «Лентяево» или «Телепузиков». Перед камерой он жизнерадостный подкачанный красавчик с профессиональной улыбкой, а в жизни обычный депрессивный взрослый, тонущий в экзистенциальном унынии и производственном аду, где сценарист и режиссёр пытаются навязать его роли всё новую и всё более нелепую дичь для развлечения детей.

Манга в жанре «повседневность» – набор коротких сюжетов о жизни и творчестве Урамичи и его коллег. Иногда смешных, иногда пугающе реалистичных, особенно когда тебе под тридцатник и для тебя это не забавные скетчи, а жизненная жизнь.

Занятно, что многие ситуации и атмосферу телестудии в целом автор списал со своей работы в издательстве.

Дневник моих исчезновений

Если предыдущая манга лишь частично основана на личном опыте, то это полноценная автобиография.

В 1989-м году Хидео Адзума, автор малопопулярной манги для девочек, работал так усердно, что внутренние демоны одолели его. Жизнь стала такой невыносимой, что он решил повеситься на склоне горы.

У него не получилось.

Во-первых, потому что главные герои не умирают в начале произведения. Во-вторых, потому что Адзума — алкаш и способ самоубийства выбрал максимально дурацкий. В-третьих, жанр автобиографии намекает, что 20 лет спустя мангака будет жив и достаточно здоров, чтобы рассказать об этом.

После неудачного самоубийства, Адзума оставил жизнь мангаки и ушёл бомжевать. Копаться в мусоре ради еды, жить в лесу в самодельной палатке и убегать от людей и собак.

Спустя много лет автор описывает эту историю с юмором, а рисовка в стиле Осаму Тэдзуки добавляет несерьёзной атмосферы. Однако это отношение меняется, когда понимаешь, что автор загоняет себя в угол алкоголем и работой, а потом сбегает, бросив жену и детей.

Печальная история жизни неидеального человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *