22.06.2021
Схематичная Атлантида

Р’льех – утонувший город Ктулху

Р’льех – вымышленный город, созданный Говардом Лавкрафтом для своих мистических повестей и рассказов. После смерти писателя его пантеон древних богов и его манера повествования превратились в отдельный поджанр ужасов, а его цикл «Мифы Ктулху» обзавёлся множеством продолжателей и подражателей. Так что к нынешнему веку Р’льех вместе со своим спящим обитателем широко разошёлся по масс-культуре.

Р’льех упоминался во многих произведениях Лавкрафта. Первым и самым известным из них является «Зов Ктулху», написанный в 1926 году.

Кто его построил

набросок Лавкрафта Ктулху
Ктулху, каким его нарисовал сам Лавкрафт

Город был построен Великими Древними (или Старцами в другом переводе) – загадочной цивилизацией, пришедшей на Землю из иных миров и измерений. Задолго до того, как обезьяна превратилась в человека, Древние властвовали над планетой. Они построили множество городов и в развитии своём намного превосходили даже современных людей.

Однако много веков назад их цивилизация угасла. К тому моменту, когда происходит большая часть сюжетов Лавкрафта – первая половина ХХ века – от их городов остались только руины. А сами Древние либо деградировали до уровня неразумных животных, либо вымерли, либо впали в спячку, либо скрылись от людских глаз в глубинах океана. Память о некоторых из них сохранилась, и они стали для людей Древними Богами. Как обитающий в Р’льехе Ктулху или поселившийся на дне океана Дагон со своей супругой Гидрой.

Р’льех при неизвестных обстоятельствах затонул, а Ктулху уснул. Впрочем, он был не человек, и назвать его состояние сном можно с натяжкой и художественным утрированием. Он пребывает в небытии, за гранью реальности, то приближаясь к ней, то отдаляясь, в зависимости от положения звёзд на небе. Когда они сойдутся определённым образом, Р’льех снова поднимается над волнами, а Ктулху пробудится – снова обретёт физическое воплощение в этой реальности, чтобы принести в мир новый порядок.

Где он находится и как выглядит

Хоть город и вымышленный, Лавкрафт дал ему вполне чёткие реальные координаты — 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы – в Тихом океане ближе к Южному Полюсу.  

Любопытный факт – в 1997 году относительно недалеко от указанных Лавкрафтом координат усыпальницы Ктулху был зафиксирован низкочастотный звук, достаточно громкий, чтобы его было слышно за многие километры от источника. В историю он вошёл как Bloop, ибо если его укорить в 16 раз, дабы человеческое ухо могло его распознать, именно это и было слышно – странное “блуп!” со дна океана.

Звук не походил на обычные для этого участка планеты шумы и был значительно громче, чем те, которые издают киты. Некоторое время даже считалось, что источником его было огромное животное, неизвестное науке, или скопление гигантских кальмаров. Однако в 2012 году было установлено, что источником звука стали ледяные глыбы, расшатанные во время небольшого землетрясения и скребущие по дну. 

Пример архитектуры Древних от
Dominique Signoret

Хоть Р’льех давным-давно затонул, людям в мистическом мире Лавкрафта всё же известно о нём. Бог в нём спит, но всё ещё достаточно могущественен, чтобы влиять на людей. Насылать кошмары и видения, внушать ужас и сводить с ума.

Основываясь на таких видениях и археологических находках возникли разнообразные культы, поклоняющиеся Древним и ожидающие того часа, когда звёзды сойдутся, и Ктулху пробудится. Именно благодаря культистам сохранились сквозь века изображения Ктулху и язык, на котором говорили в Р’льехе. В частности знаменитое Ктулху  Фхтагн.

Сон Древнего бога неспокоен. Иногда он становится более реален, ближе к пробуждению, чем обычно. И тогда по миру прокатывается волна безумия – именно это описано в «Зове Ктулху».

Зов Спящего многих толкает на странные поступки, да и культисты активизируются, восхваляя своего повелителя и принося  ему жертвы, а люди, чья психика слишком неустойчива, начинают видеть Р’льех в кошмарах, от чего нередко сходят с ума.

К чему внешний вид города весьма располагает – он был построен существами, слишком далёкими от людей, пришедшими из мира, где измерений больше, чем привычные нам три. Их архитектура и письменность были созданы в соответствии с их многомерной геометрией, отчего людям кажутся невыразимо отвратительными.

Подробных и чётких описаний Р’льеха у Лавкрафта нет, кроме упоминания циклопических форм, так что каждый художник изображает его по-своему, в соответствии со своими представлениями об отвратительном.