22.06.2021
ведьма на Хоме Бруте - иллюстрация к Вию

Вий – персонаж славянской мифологии или выдумка Гоголя?

Вий – известный персонаж из классической одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Божество смерти, начальник над бесами, его взгляд смертелен, от него нельзя спрятаться, но веки его так тяжелы, что ему нужны помощники, чтобы поднимать их. Появившись в повести имени себя он просочился в славянскую мифологию, а из неё в фэнтези некоторых современных авторов.

Считается, что Гоголь взял этого монстра из славянской мифологии, как и многих других персонажей и мотивы для своих мистических произведений. Однако некоторые, наверное, даже большинство исследователей Гоголя, славянской мифологии и этнографии с этим не согласны.

Собственно, эта статья будет о том, из какой мифологии Вий проник в литературу и не является ли он персонажем, полностью придуманным Гоголем..

Что там в славянской мифологии?

Иллюстрация из издания 1912-го года

Едва ли не главным доказательством того, что Вий был взят из фольклора, то есть низшей мифологии, является пояснение автора, где он упоминает, что не сам выдумал эту историю, а записал её такой, какой услышал от других. Впрочем, на это можно возразить, что такие приписки во времена Гоголя было модно вставлять в мистические истории, чтобы придать им налёт правдивости и произвести большее впечатление на читателя. Эдакий аналог современной фразы «Основано на реальных событиях», которую порой вставляют в фильмы и игры в жанре ужасы.

Некоторые исследователи считают, что Вий – это измельчавший и трансформировавшийся в народном сознании Кощей Бессмертный, из могучего царя, умертвляющего всё живое, опустившийся до штатного хозяина бесов.

Другие — что прообразами Вия стали схожие фольклорные персонажи, упоминаемые в сказках и поверьях, зачастую не имеющие имени, но обладающие такими же функциями.

Так в белорусских поверьях схожим взглядом обладает святой Касьян, ресницы которого длинной доходят до колен — он сидит в пещере и 29 февраля поднимает ресницы, чтобы посмотреть на свет Божий, и всё, на что он глянет, погибает. Схожий персонаж есть в народной сказке «Иван Быкович» — обитающий под землёй муж ведьмы, которого нечисть зовёт на помощь, чтобы победить героя. В свободное от уничтожения всего живого время тот лежит без дела на печи, а веки его так тяжелы, что двенадцать молодцов поднимают их вилами.

Однако ни один из фольклорных образов не соответствует в полной мере гоголевскому Вию.

Вий иностранец?

Исследователей Гоголя и Вия в частности довольно много, и мнения о том, откуда же взялся этот персонаж, из авторской фантазии или мифологии, у них разные. Конкретно эта теория мне кажется очень неубедительной, но она есть.

Часть учёных утверждают, что и сам Вий, и его безымянные фольклорные аналоги пришли к славянам из культур других народов. Доказательством тому служат аналогичные по функциям или похожие по имени демоны и боги.

Испададен Пенкавр смотрит на наконечник копья, чтобы закалить его убийственной силой своего взгляда

Так этнограф Николай Сумцов проводит параллели между Вием и божеством смерти Балором из ирландской мифологии, чей единственный глаз, почти всегда закрытый тяжёлым веком, убивает всё, на что он посмотрит. А также с персонажем из кельтских мифов великаном Испададеном Пенкавром, глаз у которого было два, но взгляд такой же смертельный, а веки тяжелы настолько, что он поднимает их вилами, чтобы что-то рассмотреть и умертвить.

Другой учёный — В. И. Абаев, на которого ссылаются многие литературоведческие труды о Вие – писал, что этот могучий демон произошёл от восточнославянского бога Вея, а тот в свою очередь ведёт свой культурный род от древнеиранского бога смерти Вайю.

Эта теория кажется мне неубедительной, потому что и Иран, и кельты, мягко говоря, очень далеко от славян. Мифические персонажи и сюжеты нередко перебираются из одной культуры в другую, но обычно это происходит с соседними народами, находящимися географически близко друг к другу. Так что путешествие Балора из Ирландии в Киев, которое он сделал миновав при этом страны и культуры между ними, ну очень маловероятно.

Гоголь придумал Вия сам

Иллюстрация к «Вию» от Р. Штейна

Эта теория происхождения Вия кажется мне наиболее убедительной. Подробней о ней можно прочитать в статье Елены Левкиевской «К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии», а тут будет её краткое изложение.

Хоть Гоголь и поясняет, что взял свою историю из народных историй, в славянской мифологии нет персонажа в полной мере соответствующего образу Вия. А сам монстр нигде не упоминался до появления знаменитой повести.

Гоголь будто бы собрал его из отдельных частей и признаков совершенно разных мифологических существ – железные части тела от гномов, тяжёлые веки от бесов, землю, коей Вия был измазан, от выходцев из могил и вампиров. А являющий правду взгляд от старших ведьм из украинских сказок – Вий в повести не убивает главного героя Хому взглядом, а только снимает с него действие защитных оберегов и единственный из всех бесов может его найти. А Хома умирает от собственного страха.

В уже упомянутой статье также проводятся параллели между сюжетом гоголевской повести и английской балладой Роберта Саути, которую перевёл и адаптировал В.А. Жуковский под названием «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди». Она обладает схожим сюжетом — монах по предсмертной просьбе ведьмы отпевает её в церкви, чтобы дьявол не утащил её в ад. Но старания служителя церкви оказываются тщетны.

Из этого выходит, что Николай Гоголь вдохновился романтическими балладами и решил написать нечто подобное в прозе, опираясь на украинский фольклор, но не следуя ему в точности.