28.10.2021
чем отличается манга от аниме

Об отличиях манги от аниме

Изначально я не собиралась добавлять к своей серии статей о положении манги относительно других видов искусств подобную тему, потому как ответ очевиден. Но потом Гугл сказал, что я ошибаюсь, и порядочное количество людей задаются этим вопросом. И даже не имея в виде отдельные тайтлы, а в целом – чем аниме само по себе отличается от манги.

А раз есть люди, которые спрашивают Гугл об этом, то почему бы не дать тому же Гуглу ответ, чтобы его поисковые роботы привели вопрошающих к отвечающим и сделали им обоим хорошо.

О главном отличии

Манга и аниме – разные виды искусства. Да, сделанные в одной стране, обладающие сходным визуальным стилем и тесно связанные на этапе производства. Но всё же очень разные.

Аниме – вид пространственно-временного, синтетического, экранного искусства, стоящего в одном ряду с кинематографом и анимацией (от которой, собственно, и произошло слово «аниме»). Оно создаётся и издаётся по той же схеме, что и западные кинопродукты – рисуется по сценарию на студии под контролем режиссёров и продюсеров, выходит в кинотеатрах, на телевидении, которое сейчас активно заменяют онлайн-кинотеатры, или сразу на дисках – OVA (Original Video Animation), которые в наше время всё чаще отправляются прямиком в интернет и трансформируются в формат ONA (Original Net Animation).

От западной анимации аниме отличается особым визуальным стилем и особым японским взглядом на мир – культура этой страны проникла глубоко в её искусство, как в плане того, что показывается на экране, так и в плане того, как это показывается – аниме вполне может забить на обязательные для западной индустрии технические детали, вроде трёхчастной сценарной структуры, и всё равно при этом оставаться смотрибельным продуктом.

Изначально аниме было исключительно японским достоянием, однако со временем оно обрело мировую известность, и в разных странах стали появляться подражатели, использующие сходный стиль и жанровые клише. Можно ли их тоже относить к аниме или под этим словом подразумевается только японская анимация – спорный вопрос, на который нет однозначного ответа (особенно если учесть, что некоторые известные западные мультфильмы тоже были нарисованы на японских студиях…).

Сравнение манги и аниме — 40 секунд экранного времени на одной печатной странице

Манга же – японская вариация комиксов, созданная вскоре после Второй Мировой как подражание западным произведениям в этом виде искусства, но быстро отпочковавшаяся в самостоятельный подвид с собственным «анимешным» стилем.

Манга как вид искусства относится к литературе и стоит в одном ряду с книгами и комиксами. Её читают на бумаге или на экране читалки.

Как и у аниме, у манги есть подражатели за пределами Японии, однако они обладают собственными названиями – манхва в Корее, маньхуа в Китае и просто анимешные комиксы во всём остальном мире. В нулевых или около того группа энтузиастов хотела создать русский аналог японских комиксов и присвоить ему название «ристории» (сокращение от слов «рисованные истории»), но оно было высмеяно фанатами и не прижилось.

Если подытожить – аниме смотрят на экране, мангу читают на бумаге (или на экране опять же – ох уж этот наступивший киберпанк, сваливший все искусства в одно маленькое устройство).

О мелких отличиях

С главным разобрались, теперь стоит отметить некоторые мелкие детали, незначительные отличия, присущие большей части манги и аниме.

Первое – разница подачи между экранным искусством и печатным словом (где картинка тоже считается за слово). Аниме, в отличие от манги, может использовать такие штуки как музыка, ритм повествования, звук и вовсю ими пользуется. Если это экранизация манги, то она может изменять, растягивать или сокращать сцены из напечатанной версии, чтобы сделать акцент на звуке или визуальным образом передать то, что в манге уточнялось диалогом или авторской ремаркой.

Второе – цензура. Это прослеживается не только в японских, но и в западных (и уж тем более российских) кино и анимации – литературе позволено показывать намного больше, чем экрану. К тому же аниме часто делают с расчётом на прокат за пределами Японии, так что на это ограничение накладываются ещё и разные представления о дозволенности в Японии и западных странах – и чем крупнее будут аппетиты студии, желающей собрать доход с продаж прав на показ, тем ближе будет аниме к западным стандартам.

Так что манга более свободна в показе жёстких или эротических сцен, чем аниме, где они затираются или вовсе убираются – что особенно заметно, если это экранизация. А специфические культурные особенности, понятные японцам, но неизвестные в других странах, в аниме могут получить диалоговое объяснение для гайдзинов.