В далёком 2000-м году я пошла в нулевой класс (так в моей Мухосрани называли кружок подготовки к школе), а мои родители купили компьютер за бешенные по тем временам деньги – 24000 рублёв, копить которые пришлось много месяцев. Теоритически его купили мне «для учёбы», хотя учиться, конечно же, никто не собирался.
В отличие от многих детей моего поколения, я не просила компьютер и тогда даже не догадывалась, зачем он бывает нужен. Поэтому покупка не вызвала у меня каких-то эмоций – взрослые купили какую-то взрослую штуку.
Да и компьютер, хотя на словах предназначался мне, мамаша купила ради понтов. Как уроженка башкирского колхоза, она ценила понты больше жизни и всегда стремилась выглядеть дороғо-боғато – передовая техника, меховые шубы золотые цацки и прочее подобное. Получалось у неё плохо, потому что она упускала суть — мы жили в полуподвале столетнего деревянного дома, без горячей воды и канализации. Но это уже совсем другая история.
Родители мои тоже слабо представляли, зачем нужен компьютер и что с ним делать. Поэтому для настройки папа пригласил с работы друга, который шарил за технику.
Папин друг поставил на комп 98-й виндовс и объяснил, как в нём что работает. А ещё решил, что иметь комп и не иметь на нём игр – это не по-христиански. Поэтому одолжил несколько дисков.
Сейчас мой батя – спасибо тв-пропаганде – считает геймеров каким-то подвидом наркоманов, но в то время был совсем не против игрануть во что-нибудь. Он приносил диски от друзей с работы, а почти с каждой командировки привозил новую игру специально для меня.
Так и началась моя геймерская жизнь.
Antz Extreme Racing
Большинство игр были на английском. А я только пошла в первый класс и даже на русском читала плоховато, поэтому часто не понимала, что надо делать в игре и что там вообще происходит.
В Antz Extreme Racing слов было немного – выбираешь персонажа, выбираешь уровень, играешь. Поначалу был доступен только один герой, а остальные открывались за игровые достижения. Папа показал мне управление, и я просидела там много часов.
Это гонки с персонажами из мультфильма «Муравей Антц». У каждого персонажа свой транспорт – какой-то быстрый, но плохо управляемый, какой-то медленный, но хорош на поворотах. Я конечно же попробовала их всех.
На трассах были разнообразные препятствия и опасности. Самый прикольный – иногда машинку могла съесть лягушка. Были уровни, где надо бегать пешочком. Был режим, где соревнуешься с самим собой из предыдущей гонки, чтобы побить собственный рекорд прохождения — именно тут я в первый раз попробовала сломать игру ради спидрана.
Простенькая по своей сути игра, но мне она очень нравилась.
Смотреть мультик мне, кстати, запретили, потому что он американский. Американские мультики, по мнению моей мамаши, уродливые, вредные и глупые, их придумали в Пентагоне, чтобы развратить русских детей и уничтожить нацию.
Против игр она тоже возражала, но слабо, ведь купить комп было её идеей, да и батя оправдывал их тем, что «они же на английском, доча будет учить английский». Однако телевизор был полностью в её власти. Батя пытался её переубедить, но он по характеру мягкий каблук, и мультики про муравьёв я видела только советские.
Магнаты Юрского периода
«Парк юрского периода» мне тоже смотреть запретили – он американский. Но его флюиды всё равно отравили мою душу, как и души миллионов детей. Динозавры в нулевых были мега популярны – про них выпускали фильмы и мультфильмы, везли на наши рынки китайские игрушки, делали кучу компьютерных игр …
Ещё в детстве я узнала, что их несколько, когда заговорила с одноклассником о своей новой игре, а он в ответ рассказал мне про свою, тоже про Юрский период. По описанию его игра звучала намного круче, чем моя, и я подумала, что папе подсунули какую-то подделку, а не настоящий «Парк Юрского периода».
Так оно и оказалось. Это не официальная игра, а жалкий подражатель, слепленный на коленке за мало деняк – «Магнаты Юрского периода». Экономический симулятор, в котором надо развивать парк с динозаврами на острове.
Островов было несколько, но арктические ледники отличались от жаркой пустыни только внешним видом. Был даже сюжет для каждого нового острова, но чем дальше, тем более он становился куцым и условным – видно бюджета игры не хватило, и последние уровни-острова доделывали в спешке.
По сути он мало чем отличался от обучения – построй дорогу, построй вольер, посели туда динозавра, покорми его, построй порт, чтобы туристы понесли тебе свои деньги…
Динозавров можно было скрещивать между собой, подкручивая им гены, менять цвета, форму рогов и размер. У туристов были разные вкусы – кому-то нравились одни динозавры/постройки/развлечения и не нравились другие. Поэтому угодить всем, подняв им уровень счастья, было сложновато – для моего детского мозга.
Ещё для динозавров можно было строить стадионы, где они сражались или соревновались друг с другом в прыжках, беге и силе. Самая скучная часть игры, которой я пользовалась редко – собирать полосу препятствий муторно, а динозавры тупили и часто просто стояли на одном месте.
Игра быстро мне наскучила, хотя я всё равно просидела в ней очень долго – в мире без интернета заниматься было особо нечем. Я даже играла в неё с подругами и рисовала динозавров оттуда.
Bugs Bunny & Taz: Time Busters
Когда я спросила маму, можно ли мне посмотреть такой мультик, она ответила – конечно можно! Наверное, она знала, что на восьми доступных нам каналах не показывают Луни Тюнс. До сих пор я не смотрела про этого кроля ничего кроме пары шортсов, перепощенных из Тик-тока в Твиттер.
Bugs Bunny & Taz: Time Busters – бродилка с головоломками и условным сюжетом. В его начале зловредная утка что-то сломала во времени, отдельные эпохи рассыпались в беспорядке, и кролику надо все их посетить и починить.
Локации были очень разнообразными. Джунгли с обезьянами, империя инков, корабль викингов, замок Дракулы – для мелкой меня вампир был весьма сложным боссом. Множество отсылок в то время ускользнуло от моего внимания из-за того, что родители всячески ограждали меня от западной культуры.
Кроме брождений там были гонки, миниигры и куча всяких активностей.
Помню, самой сложной для меня оказался футбол. Потому что он был американский (какого чёрта он называется ФУТбол, если игроки таскают мяч руками?). В какой-то момент игры, нужно было сыграть в него и не просто закинуть мяч в странные ворота без сетки, а с каким-то финтом. В 6 лет я понятия не имела, что это за спорт и что именно от меня требует игра. Уровень я прошла, но чисто методом тыка.
В детстве мне безумно нравилась Bugs Bunny & Taz. Я счастливо сидела в ней года два, пока родители не сменили виндовс на новомодный ХР, и игра перестала на нём запускаться.
Disney’s Dinosaur
Очень много игр я в детстве не могла пройти, потому что не знала, что делать, как управлять персонажем, куда идти, как решать головоломки, потому что всё вокруг было на английском. Или потому что мне было 7, а дети обычно тупые.
Одна из них Disney’s Dinosaur – игра по мультфильму 2000 года.
Мультик я смотрела, несмотря на то, что он был американский – папа купил мне диск с ним, и я успела глянуть, пока мамаша не сообразила, чем я там занимаюсь. Потом она отыгралась на игре, устроив кучу истерик, что та меня обязательно испортит, напугает, привьёт неправильные представления о динозаврах, да и вообще от игр дети заражаются эпилепсией и самоубиваются.
Мультик мне не понравился. Он был слишком скучным и предсказуемым. А ещё в то время мне очень не нравилось деление персонажей на хороших и плохих, потому что всегда было жалко злодеев, которые проигрывали героям из-за какой-то сюжетной дурацкости.
А игру я пройти не смогла. Я даже не смогла выйти из стартовой локации.
Во-первых, потому что всё было на английском. Методом тыка я нашла интерактивные предметы, вырастила динозаврика из яйца и накормила… другого динозаврика – почему фрукты улетали этому рыжему ушлёпку я до сих пор не понимаю.
Во-вторых, потому что локация ограничена со всех сторон, из неё не улетишь, управляемые чувачки не хотели никуда залезать или прыгать…
Я долго думала, что это я такая несообразительная была, но сейчас посмотрела ютубные прохождения – люди, которые их делают, тоже тупят на этом моменте, потому что игра даже на инглише не объясняет, что надо сделать, чтобы одна из ограничивающих стен просто исчезла.
В общем, я несколько раз попыталась пройти её и забросила.
Примерно то же самое было со знаменитой Half-Life – игра была на английском, и я ничего не поняла. Поэтому только смотрела, как играет папа.
Было интересно, но игра меня очень пугала. Особенно хедкрабы. Папа это заметил и после следующей командировки купил более добрую и детскую игру —
American McGee’s Alice
«Алиса в стране чудес» же, ну! Явно для детей! На ней был написан возрастной рейтинг 12+, но папа подумал, что это про сложность. Но доча же умненькая, и даже в 7 наверняка с ней справится…
Я справилась.
Только боженька знает, насколько я любила эту игру. Если надо было бы выбрать одно произведение искусства, которое определило моё детство, то вот это оно.
«Алиса» была куда более кровавой, чем Half-Life. Из врагов фонтанами лилась кровь, их можно было расчленить или отрубить кому-то голову, и тогда чувачок некоторое время бегал без неё как курица (игры жестокие и портят детей, а бегающие без головы умирающие курицы – богоугодный деревенский быт. К счастью, память напрочь стёрла тот эпизод моей жизни, и я знаю о нём только из чужих рассказов).
Несмотря на это, игра вовсе не пугала – напротив, меня восхищал её гротеск и абсурдность, хотя в то время я и слов-то таких не знала. Однако понимала, что её стиль, визуал, её дух не похожи ни на что другое, что я видела прежде.
Это продолжение «Алисы в стране чудес». Много лет спустя подросшая Алиса попадает в пожар и от стресса проваливается в Страну Чудес, искажённую чьей-то больной фантазией, мрачную и жестокую. Персонажи сказки стали жуткими и уродливыми – Чеширский котик похудел и, судя по татухам, отсидел, Шляпник вымахал в тощего великана с нездоровой тягой к механизмам и часам, близнецы Труляля и Траляля разжирели и занялись клонированием – чертовски сложный был босс, ибо эти ушлёпки плодились и росли быстрее, чем я могла их зарезать…
Я прошла эту игру множество раз, обследовала каждый её уголок и каждый секрет. Даже на английском – чтобы быть хорошей девочкой и применить комп для тех целей, для которых его купили. Не то чтобы это улучшило мой английский.
Я часто рисовала персонажей оттуда, чем очень огорчала маму – она бы предпочла, чтобы я рисовала зайчиков на цветущих полянках. Но моя душа уже была отравлена загнивающим западом.
Недавно попыталась найти свои детские рисунки из тех времён, дабы увековечить их в интернете – точно помню, что спрятала их в семейном фотоальбоме под снимками. Но оказалось, что мамаша даже там их нашла и выкинула.
Поэтому держите топовую музычку. До сих пор иногда работаю под неё:
До сих пор я иногда перепрохожу «Алису» и до сих пор считаю достойной игрой, хотя сейчас многие говорят, что она плохо состарилась. Правда, каждый раз приходится качать её из интернетов – диск у меня сохранился (батя сберёг, ибо тоже любил в ней зависнуть), но дисковода нет.
Властелин колец
Фильм в детстве я не смотрела (догадываетесь почему? Правильно, потому что он был американский), поэтому не смогла узнать заставку из начала игры – буквально зашакаленный отрывок из «Братства кольца» с мрачно скачущими назгулами.
Однако книжку читала – на них мамина шиза не распространялась. Поэтому, когда игра дала управлять Фродо, которому дядя Бильбо вручил меч и квест, я сразу поняла, что это «Властелин колец».
Он начинался в Шире. Можно было ходить между зелёными домиками, говорить с жителями. Даже взять квест у Лобелии Саквилль-Бэггинс – уже в детстве меня удивило, что Фродо помогает ей с чем-то, ведь в книжке они совсем не друзья. Выйти за пределы Шира я не смогла – однажды квесты просто кончились, а ворота поселения не открылись.
Когда я выросла, мне захотелось пройти сюжет до конца. Я искала эту игру несколько лет и узнала, что…
Её не существует.
Это была другая игра, к которой кто-то прилепил ролик из фильма, а имена персонажей в субтитрах изменил на героев «Властелина колец». Скорее всего в ней и не было ничего, кроме Шира, как на диске не было даже обложки – его принесли домой в прозрачной коробочке. Не помню, купили ли его за деньги или папе кто-то на работе дал такой…
Более всего на картинку из моих воспоминаний походит Technomage, но я не очень уверена, что это был именно он.
Диск давно уже выкинули, так что теперь этот «Властелин колец» остался только в моей памяти.
***
Были в моём детстве и другие игры. Какая всратая головоломка по «Дороти в стране Оз» (вроде бы), несколько детских игр для изучения английского – унылые и бесполезные, второй Fallout, который не произвёл на меня впечатления – я уже не помню почему…
Но постепенно у меня начало портиться зрение. Понтоваться здоровыми детьми у колхозниц было непринято, и вообще врачи – рабы фармацевтических компаний, ничего не лечат, только заставляют таблетки покупать. К тому же моя мамаша была адептом секты «позитивного мышления», которая по иронии судьбы пришла к нам из Америки.
Вместо того, чтобы купить мне подходящие очки, она убеждала всех и меня в том, что я нормально вижу, просто ленюсь вглядываться – её сектантские теории гласили, что если человек поверит в то, что он здоров, то силой мысли вылечится.
Через пару лет такого лечения, вперемешку с медитациями и походами в церковь, я стала почти слепой.
На этом моё геймерское детство и закончилось. Мне стало очень тяжело разбирать, что там происходит на экране. С телевизором было проще, можно было уткнуться в него носом и что-то разглядеть – будучи в очках, которые были раза в три-четыре слабее, чем нужно, чтобы «глазки тренировались». Но комп стоял слишком неудобно, да и для игр требовалась быстрая реакция, а её я выдать уже не могла.
Когда в гостях у дяди мой двоюродный племянник пригласил меня поиграть в Morrowind, он для меня выглядел примерно так:
Игры пришлось отложить почти на 10 лет. Как и учёбу, и социальную жизнь, и вообще всё. До сих пор у меня временами пригорает, что 10 лет моей жизни были просраны в пустоту только потому, что мне не повезло родиться в семье тупой колхозницы. Я даже ей долгое время верила, считала, что это я такая ущербная, не могу взять себя в руки и исправить глаза медитацией и верой в себя.
Потом батя бросил свою работу с командировками, заметил, что моя слепота почему-то не проходит сама, и всё-таки отвёл меня к врачам, где мне починили то, что осталось от глаз.
Теперь у меня пожизненная платная подписка на зрение, да и то с багами, но зато я могу играть в игры и даже самостоятельно передвигаться в пространстве. Возможно в старости я снова стану слепой, если прогресс не изобретёт кибер-глаза или подключение интернета напрямую к мозгу.