18.09.2021
Лукоморье, дуб и Пушкин

Чем поэма отличается от баллады?

Этот вопрос заинтересовал меня, когда я собирала мистические баллады для статьи о творчестве Василия Жуковского. Как и многие поэты того времени, он писал и их, и поэмы, и стихи. Отличие последних от первых очевидно – стихотворение небольшое и целью своей ставит выражение эмоций и чувств, а не передачу сюжета.

А вот отличие баллады и поэмы не столь выделяется. И то, и другое представляет собой полноценную историю с завязкой, развитием и кульминацией, заключённую в стихотворную форму. И то, и другое относится к лиро-эпическим жанрам.

Размер

Многие называют размер едва ли не главным отличием. Баллада – это маленький рассказ на пару страниц, а то и вовсе на пару десятков строк. Поэма гораздо длиннее – развёрнутое повествование, которое вполне может издаваться в виде отдельной книги.

Однако исключений из этого правила так много, что его вряд ли можно считать главным. Может когда-то баллада и была исключительно небольшим произведением, со временем этот жанр стал трансформироваться и меняться. Как и поэма, впрочем. Так что уже ко временам Жуковского баллада вполне могла быть больше, как по размеру, так и по насыщенности сюжета событиями. Так знаменитый пушкинский «Медный всадник» в разы меньше некоторых баллад о Робине Гуде. А поэма Александра Блока «Двенадцать» в семь раз меньше баллады Жуковского «Двенадцать спящих дев».

Сюжет

Хоть у них обоих есть полноценный сюжет, они немного по-разному его преподносят.

Обычно баллада имеет одну сюжетную линию и посвящена одному событию – покойный жених увозит Ленору в могилу, шотландский король пытается выведать у пиктов рецепт верескового мёда, волшебница Шалот отвлекается от вышивки на проезжающего мимо рыцаря Ланцелота и приводит в действие проклятие…

Тогда как поэма рассказывает о более масштабных и протяжённых по времени событиях. Так в «Руслане и Людмиле» к истории Руслана, ищущего возлюбленную, прибавляется история Людмилы, которая ищет пути побега от похитителя, волшебника, который всю жизнь добивался любви от горделивой Наины, и многих других второстепенных персонажей.

В поэме, к слову, есть эти второстепенные персонажи – поименованные и часто обладающие обрисованными характерами. Тогда как баллада более или менее подробно описывает только главных героев (хотя иногда и им достаются лишь общие черты), а ко всем остальным относится как к фону.

История

Баллада начала зарождаться под конец Средних Веков, и в те времена этот жанр относился к песням, исполняемым под музыку. Несколько столетий спустя тест отделился от нот, и баллады стали ближе к стихам – для них всё ещё писали музыку, но это уже не было так распространено, как раньше. Только самые известные удостаивались своей нотной записи, большинство же оставались печатным словом.

Поэма – гораздо более старый жанр литературы, уходящий корнями в дремучие века до нашей эры. Их сочиняли ещё древние греки – к таким, например, относятся «Илиада» и «Одиссея». Чем дальше в глубь истории, тем больше поэма обретает черты эпичности, описывая глобальные сюжеты, влияющие на жизнь многих людей, стран, а то и всего мира.

Ко времени Пушкина и Жуковского границы жанра стали размываться. Он растерял эпичность, приобрел лирические черты, отставил в сторону глобальные сюжеты ради частных историй и сосредоточился на небольших отдельных событиях — из-за чего сейчас и возникает такая путаница.