22.06.2021
Пейзаж с готическим замком

Незаслуженно забытая классика готических романов

Тут должно быть вступление с ключевой фразой для поисковых ботов, так что вот она – классика готических романов. Это статья о классических готических романах 18-19 века, которые, на мой взгляд, незаслуженно обделены популярностью в наши дни.

«Дядя Сайлас» Джозеф Шеридан ле Фаню

Джозеф Шеридан ле Фаню современному любителю мистики известен в первую очередь своей повестью «Кармилла», написанной за пару десятилетий до «Дракулы» и запомнившейся публике ярким образом вампирши с лесбийскими наклонностями. Другие его произведения известны гораздо меньше, хотя они тоже заслуживают внимания. «Дядя Сайлас» — один из них.

Этот готический по всем канонам роман повествует о юной наивной девушке, которая после смерти родителей оказалась во власти своего дяди. До её совершеннолетия он будет её опекуном, а после она унаследует богатства своего отца. Если доживёт. Дядя — персона крайне неоднозначная. Одни говорят, что он жестокий тиран, другие называют его благочестивым христианином, его шкафы полны скелетов, а его сын явно имеет виды на свою двоюродную сестру.

Хоть главная героиня наивна до невозможности, а сюжет современному читателю может показаться слишком медленным и простым, роман этот отлично передаёт атмосферу викторианской Англии, законы и порядки того времени, нормы морали и быт – своеобразное окошко в давно ушедший век.

«Жук» Ричард Марш

Роман «Жук», написанный в 1897 году плодовитым автором мистики и детективов Ричардом Маршем, на момент выхода был в шесть раз популярнее «Дракулы» Брэма Стокера. Но сейчас, более века спустя, это самый известный факт об этой книги, вероятно известнее даже, чем она сама.

Это история о члене британского парламента, который навлёк проклятие на себя и свою страну, о его дочери – какой же готический роман обходится без невинной девы в беде, о древнем египетском культе и его демоническом представителе, который почти как румынский граф, приплыл в Лондон сеять зло и смерть.

«Жук» не лучший готический роман, однако он не заслуживает такого полного забвения. Как и его автор Ричард Марш, перевод рассказов которого можно прочитать на моём блоге.

«Варни-вампир» Т. Прест, Д. Раймер

Ещё один соперник Дракулы «Варни-вампир» не отдельный роман, а целая серия, написанная в 1845-1847 годах. Издавалась в грошовых ужасах и вобрала в себя едва ли не все сюжетные ходя, распространённые в готических романах того времени. Даже те, которые ныне ушли в прошлое.

Здесь есть и невинная дева, которую преследует злодей, и её героический защитник-жених, и сделка с дьяволом, и посланники тёмных сил, и вампир, и особняк с тайниками и скелетами в шкафах, и тайные заговоры ради богатства или бессмертия…

В то же время «Варни-вампир» обыгрывает штампы вампирской литературы – заглавный злодей не горит на солнце, не скрывает свою демоническую сущность и интересуется чужим поместьем больше, чем совращением невинности. А героям не поможет ни кол, ни пистолет, ведь Варни – их сосед, а убивать соседей крайне неодобряемое действо в обществе, где не верят в вампиров.

«Замок Отранто» Гораций Уолпол

Иллюстрация к первым изданиям романа

«Замок Отранто», написанный в 1764 году, называют первым готическим романом. Он заложил основы жанра и повлиял на многих именитых писателей. Даже само название «готическая литература» появилось благодаря Уолполу — его книга имела подзаголовок «A Gothic Story», намекая, что её сюжет происходит в средневековом готическом замке. Однако сейчас это произведение затерялось среди более известных последователей.

Нельзя сказать, что совсем без причины – современному читателю эта книга может показаться банальной и наивной. Сюжетные ходы, которые в 18 веке выглядели новыми и оригинальными, за век 19 растащены по другим романам столь большим количеством авторов, что превратились в избитые штампы.

В «Замке» найдутся и потерянный наследник, которого опознают по приметной родинке — штамп, о котором сейчас даже шутить уже слишком банально, и невинная дева, падающая в обморок в любом удобном случае, и таинственный портрет в глубинах замка, подозрительно похожий на одного из героев…

Однако он уютно мил в своей наивности, как это порой бывает с классикой этого жанра и чего редко удаётся добиться современным подражателям.

«Итальянец» Анна Радклиф

Анна Радклиф – одна из самых известных писательниц в жанре готики на Западе. Из классиков, разумеется. Её творчество оказало большое влияние на развитие жанра, в том числе и в России. В 19 веке её романы активно переводились на русский и были так популярны в империи, что некоторые авторы писали фанфики и подражания, которые на русском тоже выпускались под именем Радклиф. Однако когда пришёл СССР, готическая литература стала считаться вредной для умов коммунистической молодёжи, и Радклиф, как многие популярные до революции авторы, была временно забыта.

«Итальянец» — роман, который называют вершиной её творчества. И последнее произведение, после которого она оставила писательство – как сейчас считают, из-за того, что была категорически несогласна с направлением, которое выбрала для себя готическая литература после успеха «Монаха» Льюиса, уведшего этот жанр в сторону неприкрытого эротизма.

От некоторых своих товарищей по жанру, Радклиф отличается тем, что клонится в сторону сентиментализма и любовных романов, а все тайны и мистика в её романах объясняются не сверхъестественным вмешательством, а обычными бытовыми вещами и человеческими чувствами – ненавистью, жадностью и заблуждением.