03.10.2024

5 ужастиков, которые вызывают смех вместо страха

Страх и смех – весьма тонкие субъективные понятия. Что одному кажется смешным, другому покажется скучным, а что для одного выглядит страшным, для другого вполне может оказаться смешным.

О том тут будет и речь.

Я люблю время от времени почитать ужастики – не столько ради страха (ибо немногим удалось меня напугать), сколько ради увлекательной истории. Однако порой авторы так усердно стараются напугать читателя, выбирают для своего произведения такие странные и нелепые образы, что получается обратный эффект. Другие же сознательно иронизируют над жанром, однако часть читателей принимает их всерьёз.

В этой статье собраны ужасы и триллеры, которые многим читателям кажутся (или казались раньше) пугающими и напряжёнными, но у меня вызвали смех.

«Ребёнок Розмари»

Сатанисты в американских ужастиках часто выглядят слишком карикатурно, чтобы пугать. Обычно это зловещие дядьки в чёрных балахонах, которые собираются на разнузданные оргии, жгут чёрные свечи, насылают проклятья и приносят жертвы дьяволу – невинных дев или детей.

Айра Левин показал их в ином свете. Менее карикатурно, более реалистично. У него это обычные соседи. Они носят очки, получают пенсию, ходят в театры, мило улыбаются, пекут не очень вкусные кексы, обтягивают старческие зады нелепыми зелёными слаксами, сюсюкают с младенцами. Всё ещё насылают проклятия и приносят девушек в жертву своему козлорогому не-богу, но…

Сатанисты в «Ребёнке Розмари» получились такими … нелепыми. Будто это тусовка бабушек-ролевиков, а не серьёзная организация. Да, они опутали героиню своими сетями так, что уже не вырваться, но при этом вся книга выглядит как пародия на злых культистов, которой совсем чуть-чуть не хватило юмора, чтобы стать полноценной комедией.

Многие сцены с сатанистами у меня вызывали улыбку, а уж финал… Тёмный Мессия выглядит совсем не пугающим, когда бабушка повязала ему рукавички и бантик на подбородке.

Несмотря на это, книга относится критиками к числу самых напряжённых и пугающих триллеров. Как и её знаменитая экранизация от Романа Полански.

«И исходит дьявол»

Сатанисты в этой книге вполне себе правильные и внушительные – опутывают своими сетями всю Европу, насылают проклятия и далее по списку. Однако есть у них одна беда – книга вышла в 1934 году.

Вполне естественно, что столь старая книга не подходит под современные понятия о морали, толерантности, равноправия… Она может называть негров неграми или восхвалять в женщинах покорность и осуждать самостоятельность. Однако Дэннис Уитли зашёл в этом слишком далеко.

Автор динамичного ужастика «И исходит дьявол» будто изобрёл машину времени, заглянул в XXI век и выбрал самые странные, осуждаемые или дурацкие стереотипы.

В России живут злые спецслужбисты, все евреи хитрые и жадные (даже положительный еврей готов бросить друзей ради денег), из Индии к белым людям едут злые йоги-маги, а негры вообще порождения ада.

Злодеи до самого конца не творят ничего злодейского, а их поклонения Сатане похожи на сходки ролевиков со шведским столом и статуей козла. Тогда как положительные персонажи причиняют добро и наносят справедливость с таким усердием, что выглядят озверевшими гопниками, несмотря на аристократическое происхождение.

Градус дичи, расизма, шовинизма и прочих нехороших –измов в книги настолько высок, что она воспринимается не как динамичное приключение с нотками ужастика, а как трешовая комедия.

Книга является частью серии, однако продолжения её уже не выглядят так задорно, как «Исходит Дьявол»

«Пищеблок»

Пионеры и вампиры – вполне нелепое сочетание, от которого поневоле не ждёшь ничего серьёзного. Оно конечно зря – Иванов затрагивает массу серьёзных тем, от которых его книга становится не ужастиком и даже не комедией, а философско-грустным размышлением о бытии.

Особенно грустно было мне читать о внутренностях педагогической системы, насквозь пропитанной лицемерием. Автор пишет про СССР, но когда я спустя много лет после его развала побыла немного учителем, ничего особо не изменилось – такие же тётки с фальшивым задором, такие же попытки всех уровнять и заставить ходить строем, такие же бессмысленные слова и ритуалы, которые надо выполнять, потому что кто-то сверху сказал, что надо…

Однако атмосфера пионерской страшилки присутствует, книга местами напряжённая, а некоторые сцены заставили улыбнуться.

«Цирк доктора Лао»

Зловещий цирк уродов, где все монстры настоящие, а посетители иногда идут им на корм – классический сюжет ужастика. Именно такой описывает Чарльз Финней.

Загадочный цирк старого китайчика Лао разъезжает по маленьким городам, возя с собой отборных чудовищ со всего света. Настоящую Медузу Горгону, оборотня, волшебника, русалку, сфинкса… Ни владельца, ни работников цирка не волнует, что пара зрителей превратятся в статуи или упадут в пасть морского змея. Лишь бы платили за билеты. 

Неудивительно, что книгу причисляют к ужасам. Однако Финней сознательно писал комедию.

Почти каждый персонаж, каждый выделенный им зритель в цирке, каждая сцена или диалог содержат в себе что-то комедийное. Да, чья-то сварливая жена превратится в камень, взревновав мужа к Горгоне, а закончится представление призыванием древнего бога. Но большинство монстров – скорее пародии на самих себя. В хорошем смысле.

Так, например, зловещий оборотень должен превратиться в женщину, полностью обнажённую, и посмотреть на это собирается большая толпа мужчин, которым, честное слово, совсем не интересна голая женщина, и они пришли чисто из научного любопытства. Только ехидный старикан Лао не сообщил им, что оборотню под сотню лет, и выглядеть «красавица» будет соответствующе.

«Ритуал»

В отличие от Финнея Адам Нэвилл писал вполне серьёзный ужастик. Историю о друзьях, которые собрались вместе после нескольких лет разлуки, чтобы отправиться в турпоход и обнаружить, как они постарели и как угасла с годами их дружба. И заблудиться в лесу, где обитают древние боги и их поклонники.

Чудовище пугает их и жрёт одного за другим, дети леса прячутся среди осин, культисты готовят жертвоприношение – всё по канону. Но книга в целом кажется скорее смешной, чем страшной – скорее в плохом смысле, чем в хорошем.

Она очень похожа на фильм-ужастик категории Б из нулевых, когда в моде была псевдодокументальная съёмка, а создатели кина считали, что такой стиль позволяет им не тратиться на грим и актёрскую игру. В книге есть сцена, где даже герой отмечает, какой хреновый грим у монстров.

А вот ядрёного треша, как у Дэнниса Уитли, или тонкого юмора Финнея в ней нет – смешно становится скорее от того, как точно автор следует штампам дешёвых киноужасов, и как тупят его герои-англичане, подозрительно похожие по поведению на обитателей американской глубинки.

Бонус: «Инспекция в Иерихоне»

Небольшая повесть от Челси Ярбро, любительницы писать вампирские истории. Она создавалась как сатирический ответ на роман Стивена Кинга «Жребий Салема».

В книге Кинга в небольшой американский городок приезжает вампир. И начинает его медленно порабощать и пожирать, пока в нём не кончатся люди. Пока не останется пустой вымерший город, исчезновение которого никто не заметит – мало ли в американской глуши опустевших разорившихся городов?

Встретившись однажды с Кингом по своим писательским делам, Ярбро поспорила с ним – не может быть такого, что исчезновение целого города никого не обеспокоит. А позже, приехав домой, написала эту повесть.

Кто первым заметит, что в очередном городишке творится что-то неладное? Кто не испугается местных суеверий и готов каждый камень перевернуть, лишь бы докопаться до сути? Кому не лень и не всё равно? Налоговой, конечно же. И вот налоговый инспектор едет в Иерихон, чтобы выяснить, почему его жители перестали получить доходы и платить в казну.

К сожалению, повесть не дотянула ни до полноценного ужастика, ни до комедии, хотя задатки у неё были и для того и для другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *