22.06.2021
дунаецкий замок в Польше

Сапковский и остальные – что прочитать из польского фэнтези?

Серия игр «Ведьмак» от польской студии CD Projekt RED стала столь популярной, что подогрела интерес не только к Анджею Сапковскому, автору книг, ставших основой для игр, но и ко всему польскому фэнтези. А интересоваться есть чем – не «Ведьмаком» единым жив жанр в Польше, в нём есть не менее интересные творцы и произведения.

«Сага о Рейневане» Анджей Сапковский

Но начнём всё равно с самого известного творца — какой же список польского фэнтези может обойтись без него. Кроме саги о ведьмаке Геральте (которой в статье не будет, ибо и без того она всем известна) у пана Сапковского есть ещё один цикл, состоящий из трёх книг. Он содержит все плюсы, присущие творчеству автора. И все минусы тоже.

История Рейневана, врача и волшебника, пытающегося спасти свою любовь, отомстить за брата и выжить в процессе всего этого, соседствует с гуситскими войнами, сотрясающими всю Европу, грызнёй маленьких правителей друг с другом и охотой инквизиции на еретиков. Второстепенные персонажи яркие и запоминающиеся, мир живой и реалистичный, атмосфера сурового Средневековья раскрывается во всей красе. Однако, как это часто бывает у автора, запоминающиеся персонажи ведут долгие многостраничные диалоги, а сюжет частенько топчется на месте.

Несмотря на присутствие магии и волшебных существ, «Сага о Рейневане» очень близка к историческому жанру и внимательно относится к реальным событиям и героям.

«Владыка ледяного сада» Ярослав Гжендович

Гжендович был одним из пионеров жанра в польской литературе. Его рассказ «Крепость трёх колодцев» многие называют первым фэнтези в этой стране, хотя уже в нём сформировался особый стиль писателя, сочетающий в себе фэнтези и научную фантастику.

Таким занятным и редким сочетанием может похватать и более известный широкой публике цикл «Владыка ледяного сада», состоящий из четырёх книг. Развитые технологии землян соседствуют со средневековым обществом на планете Мидгард, космические корабли с мифическими чудовищами, суперагент с Земли и почти что сказочный принц… Элементы разных жанров вполне органично уживаются вместе в этом динамичном тёмном фэнтези.

«Сказания меекханского пограничья» Роберт М. Вегнер

Цикл состоит из пяти книг – два сборника рассказов и три романа. Первые книги – это названные по сторонам света четыре разные истории, которые кажутся не связанными между собой. Горная стража охраняет мир от древнего зла (редкое эпическое фэнтези обходится без него), на другом конце империи дочь купца влюбляется в нового телохранителя своего отца, кочевники и чудовища атакуют восток, культ бога войны набирает силу на западе.

Хоть цикл и не выглядит таким уникальным и необычным, как произведения Гжендовича, но мир его атмосферен и прописан, а сюжет достаточно увлекателен.

«Тенеграф» Кшиштоф Пискорский

Книга, на мой взгляд, уступает предыдущим циклам по увлекательности и немного (а некоторые, наверное, могут сказать, что очень) затянута – может быть, у меня сложилось такое впечатления, потому что я не люблю стиль плаща и шпаги, может быть автор действительно уступает своим собратьям по ремеслу. Однако книга определённо стоит внимания.

Похождения учителя фехтования, который не раз применит свои знания отнюдь не для того, чтобы кого-то чему-то научить, может и не увлекает в должной мере. Но мир книги, напоминающий Испанию позднего Средневековья, хорош, а его необычность может сгладить недостатки сюжета.