Почему людям нравится фэнтези? Почему сей жанр сейчас так популярен, обгоняя в этом многие другие жанры? Почему читатели тянутся к вымышленным мирам вместо реального?
Я на удивление часто слышу такие вопросы – в основном от тех, кто не любит фэнтези или знает о нём поверхностно, по особо популярным фильмам или сериалом. Настолько часто, что в какой-то момент я и сама задумалась над этим.
Как любитель жанра, я могу легко ответить – потому что просто нравится. Но что если копнуть немножечко глубже, в психологические процессы, которые определяют наши вкусы и влияют на выбор книг или сериалов? Статья эта будет о том, чем фэнтези привлекает читателей и не только их.
Интересный сюжет
Начну с самой банальной причины. Фэнтези в этом не отличается от любого другого жанра. В нём есть хорошие книги и плохие, есть талантливые авторы и графоманы, оно может содержать высокодуховные (или не очень) идеи или быть простым развлечением на вечер.
И люди читают его по тем же причинам, что и любую другую художественную литературу – потому что это интересно. Потому что оно предлагает им увлекательный сюжет, симпатичных персонажей, эмоции и переживания. Или любопытные аллюзии и размышления, хотя серьёзное “умное” фэнтези встречается значительно реже, чем развлекательное.
Эскапизм
Самое распространённое объяснение, почему люди тянутся к фэнтези (хотя любители объяснять так интерес читателей к конкретно этому жанру обычно забывают, что эскапизмом может быть абсолютно любая литература, даже не художественная). И самое спорное, не только в среде читателей, но и в среде писателей и учёных. Одни говорят, что эскапизм — это однозначно плохо, другие — что это необходимо для поднятия настроения и подержания нервного равновесия. Одни говорят, что фэнтези читают исключительно ради побега от реальности, другие — что это только одна из возможных мотиваций.
Эскапизм – это бегство от действительности, от скучной жизни в фантазии, литературу и собственные мысли. Многие читатели берутся за фэнтези именно для того, чтобы отвлечься от своих проблем, отдохнуть душой или снять стресс.
Великий классик этого жанра Джон Толкин, к слову, очень положительно относился к этому явлению, и считал волшебную сказку и фэнтези отличным средством для отдыха от обыденности.
Тяга к природе
Немалая часть сюжетов фэнтези происходит на фоне живописной или не очень природы. Леса и горы «Властелина колец», бескрайняя степь и заснеженные пустыни «Игры престолов», звёздное небо без признаков светового загрязнения над Хогвартсом…
Некоторые искусствоведы (например, об этом писала филолог и писатель Екатерина Коути) считают, что люди читают фэнтези из-за подсознательной тяги к природе.
Жанр фэнтези в том виде, в каком он существует сейчас (если не говорить о его глубоких корнях вроде рыцарских романов и мифов), начал зарождаться как раз в то время, когда развитие и расширение городов всё больше отдаляло их обитателей от природы. Выбраться за пределы каменных джунглей и загрязнённого воздуха стало довольно проблемной задачей, требующей немало денег и ещё больше времени.
По мнению всё той же Коути, эта оторванность от природы породила в начале ХХ века веру в духов стихий (настолько сильную, что даже образованные и разумные люди вроде Артура Конана Дойля, писали целые трактаты, научно доказывая существование фей и нимф), а немного позже вылилась в высокое и героическое фэнтези.
С тех пор прошло больше века, фэнтези разветвилось на поджанры, некоторые из которых перебрались в город. Но и оторванность городских жителей от диких просторов увеличилась. Так что помимо увлекательного сюжета, фэнтези приманивает таких читателей ещё и легкодоступным заменителем зелёных холмов и лесов.
Взгляд на проблему под другим углом
Если есть психологи, которые считают фэнтези чисто эскапистской литературой, значит обязательно найдутся и психологи, которые думают иначе (слава науке и её противоречащим друг другу теориям!).
Некоторые считают, что люди берутся за фэнтези не для того, чтобы убежать от проблем, а чтобы подсознательно обработать их и справиться с ними или найти для них решение. Максимально отдалиться от проблемы, чтобы взглянуть на неё под другим углом, в другом контексте и рассмотреть альтернативы.
Фэнтези в этом плане (как и научная фантастика, впрочем) даёт авторам больше свободы, чем многие другие жанры. Возможность обозначить проблему или обсудить идею без контекста реального мира, усилить одни её черты или убрать другие, добавить иносказание и аллюзии. Некоторые делают это осознанно (как, например, Исигуро в «Погребённом великане» или Алан Гарнер в «Совах на тарелках»), другие просто вставляют ситуации из действительности. Подсознание читателя заметит это и примет к сведению.
Политические и религиозные аллюзии, социальные проблемы для всех возрастов, жизненные трудности, болезни, экзистенциальный ужас — фэнтези убегает от реальности не так далеко, как принято считать, и во многих произведениях можно найти абсолютно реалистичные ситуации. Так в произведениях о школе нередко поднимается проблема травли, произведения о сосуществовании разных рас порой задевают вполне реально существующий расизм, смена условного Яхве на Священный Огонь не спасёт героев произведения от религиозного фанатизма…
Авторы фэнтези живут в реальном мире, и окружающая их действительность свободно перемещается на страницы книг вместе с их идеями и мыслями.