22.06.2021
хоровод фей в лесу живопись

Почему люди любят фэнтези?

Почему людям нравится фэнтези? Почему сей жанр сейчас так популярен, обгоняя в этом многие другие жанры? Почему читатели тянутся к вымышленным мирам вместо реального?

Я на удивление часто слышу такие вопросы – в основном от тех, кто не любит фэнтези или знает о нём поверхностно, по особо популярным фильмам или сериалом. Настолько часто, что в какой-то момент я и сама задумалась над этим.

Как любитель жанра, я могу легко ответить – потому что просто нравится. Но что если копнуть немножечко глубже, в психологические процессы, которые определяют наши вкусы и влияют на выбор книг или сериалов? Статья эта будет о том, чем фэнтези привлекает читателей и не только их.

Интересный сюжет

Начну с самой банальной причины. Фэнтези в этом не отличается от любого другого жанра. В нём есть хорошие книги и плохие, есть талантливые авторы и графоманы, оно может содержать высокодуховные (или не очень) идеи или быть простым развлечением на вечер.

И люди читают его по тем же причинам, что и любую другую художественную литературу – потому что это интересно. Потому что оно предлагает им увлекательный сюжет, симпатичных персонажей, эмоции и переживания. Или любопытные аллюзии и размышления, хотя серьёзное “умное” фэнтези встречается значительно реже, чем развлекательное.

Эскапизм

Самое распространённое объяснение, почему люди тянутся к фэнтези (хотя любители объяснять так интерес читателей к конкретно этому жанру обычно забывают, что эскапизмом может быть абсолютно любая литература, даже не художественная). И самое спорное, не только в среде читателей, но и в среде писателей и учёных. Одни говорят, что эскапизм — это однозначно плохо, другие — что это необходимо для поднятия настроения и подержания нервного равновесия. Одни говорят, что фэнтези читают исключительно ради побега от реальности, другие — что это только одна из возможных мотиваций.

Эскапизм – это бегство от действительности, от скучной жизни в фантазии, литературу и собственные мысли. Многие читатели берутся за фэнтези именно для того, чтобы отвлечься от своих проблем, отдохнуть душой или снять стресс.

Великий классик этого жанра Джон Толкин, к слову, очень положительно относился к этому явлению, и считал волшебную сказку и фэнтези отличным средством для отдыха от обыденности.

Тяга к природе

Одна из знаменитых фотографий «фей из Коттингли». Автор «Шерлока Холмса» потратил немало времени, доказывая, что феи на них реальны

Немалая часть сюжетов фэнтези происходит на фоне живописной или не очень природы. Леса и горы «Властелина колец», бескрайняя степь и заснеженные пустыни «Игры престолов», звёздное небо без признаков светового загрязнения над Хогвартсом…

Некоторые искусствоведы (например, об этом писала филолог и писатель Екатерина Коути) считают, что люди читают фэнтези из-за подсознательной тяги к природе.

Жанр фэнтези в том виде, в каком он существует сейчас (если не говорить о его глубоких корнях вроде рыцарских романов и мифов), начал зарождаться как раз в то время, когда развитие и расширение городов всё больше отдаляло их обитателей от природы. Выбраться за пределы каменных джунглей и загрязнённого воздуха стало довольно проблемной задачей, требующей немало денег и ещё больше времени.

По мнению всё той же Коути, эта оторванность от природы породила в начале ХХ века веру в духов стихий (настолько сильную, что даже образованные и разумные люди вроде Артура Конана Дойля, писали целые трактаты, научно доказывая существование фей и нимф), а немного позже вылилась в высокое и героическое фэнтези.

С тех пор прошло больше века, фэнтези разветвилось на поджанры, некоторые из которых перебрались в город. Но и оторванность городских жителей от диких просторов увеличилась. Так что помимо увлекательного сюжета, фэнтези приманивает таких читателей ещё и легкодоступным заменителем зелёных холмов и лесов.

Взгляд на проблему под другим углом

Если есть психологи, которые считают фэнтези чисто эскапистской литературой, значит обязательно найдутся и психологи, которые думают иначе (слава науке и её противоречащим друг другу теориям!).

Некоторые считают, что люди берутся за фэнтези не для того, чтобы убежать от проблем, а чтобы подсознательно обработать их и справиться с ними или найти для них решение. Максимально отдалиться от проблемы, чтобы взглянуть на неё под другим углом, в другом контексте и рассмотреть альтернативы.

Фэнтези в этом плане (как и научная фантастика, впрочем) даёт авторам больше свободы, чем многие другие жанры. Возможность обозначить проблему или обсудить идею без контекста реального мира, усилить одни её черты или убрать другие, добавить иносказание и аллюзии. Некоторые делают это осознанно (как, например, Исигуро в «Погребённом великане» или Алан Гарнер в «Совах на тарелках»), другие просто вставляют ситуации из действительности. Подсознание читателя заметит это и примет к сведению.

Политические и религиозные аллюзии, социальные проблемы для всех возрастов, жизненные трудности, болезни, экзистенциальный ужас — фэнтези убегает от реальности не так далеко, как принято считать, и во многих произведениях можно найти абсолютно реалистичные ситуации. Так в произведениях о школе нередко поднимается проблема травли, произведения о сосуществовании разных рас порой задевают вполне реально существующий расизм, смена условного Яхве на Священный Огонь не спасёт героев произведения от религиозного фанатизма…

Авторы фэнтези живут в реальном мире, и окружающая их действительность свободно перемещается на страницы книг вместе с их идеями и мыслями.