22.06.2021
чёрно-белые русалки

Низкое фэнтези — что это за жанр?

Если коротко, низкое фэнтези – это противоположность высокого фэнтези (неожиданно, правда?). Но что именно считать противоположностью – устройство мира, отношение к истории, уровень условности – в этом мнения разнятся. Основных таких мнений два:

Первое

главной отличительной чертой низкого фэнтези называет мир, в котором разворачивается сюжет. Сюжет высокого фэнтези по большей части происходит в полностью вымышленном мире, в реальности над реальность (за что оно и называется высоким), которая существует только в человеческой фантазии. Сюжет низкого – в нашем мире или очень похожем на наш. Мир, в котором волшебство – редкость, и его мало кто видел. А те, кто видел, молчат об этом, чтобы не прослыть безумными чудаками или не привлекать внимание инквизиции. Мир, в котором волшебные существа прячутся так хорошо, что считаются персонажами детских сказок. Или страшилок. Мир, где единственное проявление магии становится значительным, возможно даже сюжетообразующим событием.

Под это определение подходят многие детские сказки — вроде «Востока» Эдит Патту или некоторых повестей Владислава Крапивина. К нему на условном западе принято относить произведения вроде «Сумерек» Стефани Майер или «Грёз Февра» Джорджа Мартина, которые у нас почему-то относят к жанру мистики или ужасов (наверное из-за вампиров, которых наши критики и литераторы привыкли относить к пугалкам, тогда как они давно уже перешли в класс фэнтезийных рас). К нему же почти целиком относится поджанр городского фэнтези.

А вот можно ли назвать низким фэнтези книги, где герои из реального мира переносятся в вымышленный («Хроники Нарнии», «Питер Пэн и Венди», «Алиса в стране чудес») или где вымышленный мир существует внутри реального («Гарри Поттер») – тут мнения снова разделяются. Некоторые говорят да — есть реальный мир, значит есть и признак жанра. Другие относят такие произведения к высокому фэнтези. Есть и такие, кто находит для них отдельную категорию смешанного фэнтези.

Второе

определение, в последние годы набирающее популярность, больше внимания обращает на сюжет и персонажей. Герои должны быть более приземлёнными, чем в высоком фэнтези, в сюжете больше цинизма, а романтично настроенные личности и добряки, стремящиеся помочь всем и каждому, воспринимаются окружающими как недалёкие дурачки. И, как правило, не живут долго.

Если в высоком фэнтези глобальное зло ведёт битвы с глобальным добром, то в низком всё не так однозначно – войны начинают политики ради интересов государства или своих собственных, а воюют друг с другом обычные люди, которых дома ждут семьи. Что, впрочем, не значит, что среди них не может оказаться полных отморозков или хороших парней, причём и со стороны условного «добра», и со стороны условного «зла». Вместо благородного героя – обычный человек со своими слабостями и недостатками, зачастую не обладающий выдающимися способностями. Вместо прекрасного рыцаря – обладатель сияющих доспехов, который сотням прекрасных дам предпочтёт свою сестру. Или оруженосца, согласие которого при этом вовсе не обязательно. Что не мешает такому рыцарю время от времени совершать хорошие или хотя бы неплохие поступки.

Мир низкого фэнтези не делится на добро и зло, хороших и плохих. А вот какой именно это мир — вымышленный или реальный – уже не имеет большого значения.

Под такое определение по понятным причинам не подходят детские сказки, мистические произведения и большая часть городского фэнтези. Зато поджанр, если смотреть на него под таким углом, часто пересекается с тёмным фэнтези, хотя это всё ещё не одно и то же.

Такое представление о низком фэнтези пришло из сферы ролевых игр (хотя некоторые литературоведы считают это влиянием постмодернизма на жанр) и в последние пару десятилетий было популяризировано Джорджем Мартином и Анджеем Сапковским, чьи «Песнь льда и пламени» и «Ведьмак» являются яркими представителями этого поджанра. В русскоязычном пространстве второе определение почти вытеснило первое, так что у большинства низкое фэнтези ассоциируется с более приземлённым и реалистичным изображением мира.

А списки лучших книг низкого фэнтези, можно глянуть тут — часть 1 и часть 2