22.06.2021
символ школы волка из сериала

Коротко о том, почему я не жду «Ведьмака» от Netflix

«Ведьмак Геральт» сейчас является одной из самых популярных фэнтези вселенных, наравне с «Игрой престолов». Литературный цикл польского писателя Анджея Сапковского продолжился серией игр от полькой же студии CD Projekt RED. Есть даже польская экранизация – сериал, из которого был смонтирован полнометражный фильм. Правда создатели его отнеслись к вселенной очень вольно, а бюджет у них был очень скромный. Так что сериал получился, мягко говоря, не очень.

Я люблю эту вселенную, и мне бы очень хотелось увидеть качественную экранизацию уровня закончившейся недавно «Игры престолов». Поэтому, когда Netflix объявил, что будет снимать сериал по книжному циклу, у меня были большие надежды на него. Однако с каждой новостью об этом проекте, моя радость всё больше угасает. И вот почему –

Заигрывания с толерантностью

Как только стали появляться новости о кастинге сериала, интернет забурлил возмущением – создатели, следуя современной моде, принялись менять цвет кожи персонажей (а сеттинг в «Ведьмаке» основан на средневековой Европе) и приглашать на роли актёров и актрис, которые далеки от европейского типа. Мими Дивени на роль Франгильи, негры-крестьяне в массовке, а ещё были слухи о том, что на роль Цири ищут актрису из нац-меньшинств… Слухи не оправдались, но осадочек остался.

Типичные крестьяне средневековой Европы

Меня беспокоит не сам факт смены цвета кожи, а то, что создатели сериала будто специально поддерживают бурление фанатского негодования вокруг этого. Своеобразная пиар компания. А фильмы, значительная часть рекламной компании которых строится на смене пола/расы у основных персонажей, по странному совпадению очень часто получаются тем ещё убожеством. Недавние «Охотницы за привидениями», «Тёмная башня» или нетфликсовская же «Тетрадь смерти» — яркие тому примеры.

Уровень реализма

Я люблю «Ведьмака», «Игру престолов» и им подобные вселенные в том числе и за их реалистичность. Сколько бы драконов и магии ни было в сюжете, его повороты определяются причинно-следственной связью, реалистичными реакциями, экономикой, историей и культурой, пусть даже вымышленной. Персонажи не делятся на добрых благородных и злое зло, а дополняющие атмосферу мелочи и детали быта соответствуют средневековым реалиям.

Netflix показал, как он относится к реализму

И дело не только в том, что солдаты самой грозной армии будут выглядеть как изюм (в интернете ещё бродит сравнение с мусорным пакетом или кое-чем нецензурным). В реальном Средневековье складками обладали только парадные латы высокородных рыцарей, не рассчитанные на то, что их обладатель будет участвовать в серьёзном бою. Их изготовление обходилось дорого, а одна из целей боевого доспеха — равномерно распределять силу удара по нему, чему складки только мешают.

Добавляет опасений и объяснение, которое шоу-раннер высказал в ответ на возмущение фанатов — это, мол, не тренированные элитные рыцари, а просто сброд. То есть это не доспехи элиты, которой наверняка хватило бы денег на подобные извращения, а армия Нильфгаарда, захватывающая страну за страной без особых усилий, состоит из оборванцев. По какой причине сброд носит металл в складочку вместо стандартных гнутых железок – художник так видит. Надо ли говорить, что подобное видение не добавляет достоверности миру на экране?

Сценаристы

С режиссёрами у сериала всё в порядке – многие из них работали над «Игрой престолов» и знают, как снимать хорошее фэнтези. Но вот сценаристов подобрали довольно странных. А ведь именно от них зависит ход истории, сюжетные повороты, проработка характеров и диалоги.

Часть из них работала над супергеройскими сериалами вроде «Сорвиголовы» или «Джессики Джонс». Другие знамениты любовно-вампирским подростковым сериалом «Древние». Его мне сложно оценивать объективно из-за моей глубокой неприязни к любовным историям и подростковым сериалам. Долгая работа над каким-либо проектом накладывает отпечаток на творчество, а супергерои и школьные мелодрамы – совершенно не тот жанр, черты которого мне хотелось бы видеть в «Ведьмаке».

Геральт

Как Сапковский описывает своего главного героя? Не молодой и не старый, с неприятным голосом и неприятным лицом, которое к тому же обезображено шрамами и морщинами. А что предлагает нам сериал? Холёный красавчик, которого легко спутать с эльфом. И это от него деревенские девки должны убегать с криками ужаса? Его должны считать уродливым мутантом?

Неприятная внешность является чуть ли не главной фишкой Геральта из Ривии, а некрасивый протагонист выглядел бы довольно оригинально. Но, увы, у Netflix свои взгляд на уродство. Геральт, в котором эльфийской крови больше, чем в Цири, это ещё один минус атмосфере грядущего сериала.

Отзывы критиков

Не так давно в сети стали появляться отзывы критиков — ещё не полноценные рецензии, но коротко о главном. И они, мягко говоря, настораживают. Хвалят критики две вещи — зрелищность боевых сцен и каст. Бои сравнивают с «Игрой престолов», которая-де покажется нам скучной и убогой в сравнении с великолепными спецэффектами «Ведьмака». Хвалы кастингу выглядят как ответ фанатам — нет, наш Геральт/Йеннифер выглядят хорошо! И возникает подозрение, что больше в сериале хвалить-то и нечего.

Никто не написал «Это живой продуманный мир», «Этот сюжет невероятно увлекателен, я посмотрел весь сезон не отрываясь» или «Достоверность каждой мелочи поражает — создатели сериала отлично поработали над атмосферой». Ладно, один критик всё же написал о сюжете — что он хорошо структурирован (хотя каждый первый голливудский фильм хорошо структурирован), и в целом солидный фэнтезийный бред. Не очень-то обнадёживающий отзыв.

Времена надежд на чудо, прошли после выхода первого тизера, так что теперь я просто хочу, чтобы стул не сгорел подо мной, когда я буду это смотреть.