С тех пор как нейросети начали теснить художников, никого уже не удивить подобными сочетаниями. «Звёздные войны» в Средневековье, «Звёздные войны» в стиле Миядзаки, «Звёздные войны» в коммунистическом будущем… Ну а про Ктулху и говорить нечего – ещё до появления нейросетей он успел побывать и футболистом, и рекламой спичек, и даже польским политиком.
«Звёздные войны» в стиле японских гравюр не такая уж и диковинка. А скрестить укиё-э с Ктулху сам Будда велел – древние японцы очень любили рисовать гигантских осьминогов в разных позах.
Однако у этой серии укиё-э есть нечто особенное. Не только тот факт, что они созданы живыми мясными людьми, без использования роботов и искусственного интеллекта — это ограниченная серия, сделанная именитой японской мастерской по традиционной технологии японских гравюр.
Укиё-э – гравюры, которые в 17-18 веке были самым популярным в Японии изобразительным искусством, в следствие чего их своеобразный стиль существенно повлиял на всю культуру. В том числе на аниме – не так давно (4 года назад, лол) я писала обзор на сериал «Мононокэ», который использует эстетику укиё-э и японского театра кабуки.
Именно из-за них изобразительное искусство в Японии развивалось в сторону стилизации, а реалистичная живопись была в меньшинстве и часто считалась (и являлась по сути) подражанием западу.
Само название этого вида искусства переводится как «зарисовки суетного мира» — так поэтично японцы окрестили развлечения. Сценки из знаменитых пьес, портреты самых красивых гейш (которые из-за особенностей стиля получались все на одно лицо), иллюстрации к страшилкам-кайданам или поучительным буддийским притчам, сборники модных узоров для кимоно, туристические путеводители и эротика всех мастей — вот что представляли собой укиё-э.
Как и прочие гравюры во всём мире, укиё-э создаются методом вырезания заготовки на пригодном для этого материале и отпечатыванием её на другом пригодном материале. В древнем мире гравюры вырезали на камне, современные мастер-классы советуют вырезать их на линолеуме, японцы вырезали печатки из дерева. А отпечатывали рисунок чаще всего на бумаге или ткани.
Одна из причин популярности гравюр в древней Японии – исторически сложившаяся манера книгопечатания. Азиаты изобрели его на много столетий раньше европейца Гутенберга – первые образцы печати использовались в Китае ещё до нашей эры, а оттуда техника распространилась на Японию, вместе с переселенцами с материка (которые вытеснили коренных жителей японских островов, не имеющих собственной письменности).
В отличие от европейцев, азиаты не набирали текст по буквам, а вырезали печатку для страницы или части свитка целиком. Это делало производство книг быстрым и дешёвым, в сравнении с рукописными текстами, а значит доступным широким массам – уровень грамотности населения в Японии периода Эдо (17-19 века), во времена расцвета укиё-э, был значительно выше, чем в европейских странах. И книг печаталось огромное множество – от справочников для садоводов и эротики до от любовных пьес и исторических хроник.
Многие знаменитые ныне гравюры создавались как иллюстрации к книгам. Отсюда и традиция сопровождать картинку текстом, где обычно писалось название картины или отрывок произведения, которое она иллюстрирует.
Япония очень гордится своими гравюрами. Они составляют значительную часть товаров для туристов – как редкие «оригиналы» многовековой давности, так и современные копии разного качества, от распечатанных на цветном принтере до вырезанных вручную.
Сохранением традиций укиё-э занимается группа мастеров с характерным названием — Ассоциация по сохранению технологий гравюры укиё-э. Которая весьма внимательно следит, что там нынче на вершине хайпа и за что туристы платят охотнее, чем за белолицых гейш.
Поэтому кроме видов на гору Фудзи они изготавливают серии гравюр по популярным франшизам – марвеловские супергерои, «Призрак в доспехах», персонажи популярных в Японии детских сериалов… В том числе «Звёздные войны» и пантеон Лавкрафта.
Вполне традиционные темы для укиё-э. Вместо сцен из знаменитых пьес и кайданов — сцены из известных фильмов и ужастиков. А мастера из Ассоциации очень гордятся традиционностью.
Большая часть показанных тут гравюр – это особые серии для коллекционеров, выполненные по древней технологии. Для них изготавливается специальная бумага ручной работы, художники и граверы зачастую относятся к именитым семьям мастеров, которые поколениями занимались укиё-э.
Каждая гравюра продаётся ограниченным тиражом всего в несколько сотен копий, о чём не забывает сообщить каждая рекламная страничка в интернете. Что, впрочем, не мешает японским магазинам продавать потом менее традиционные копии – от настоящих гравюр на менее именитой бумаге до простых распечатанных на принтере плакатов. Они продают даже NFT с ними – ребятки очень внимательно следят за трендами.
А Ктулху – не просто тренд. Он уже классика.
Творчество Лавкрафта оказали заметное влияние на японскую культуру – как, впрочем, и на развитие жанра ужасов в целом. Несмотря на обилие собственной мифической хтони, японские писатели и художники весьма часто используют Ктулху в своих произведениях.
В 70-80-х, когда Япония ударилась в осмысление западных жанров и творческих придумок, появилось множество «свободных продолжений» Лавкрафта – большинство из которых, увы, не переведены на русский. А может и не увы, потому что большинство из них, будем честными, весьма дурацкие.
Впрочем, есть и годные примеры – как манга Го Танабэ, адаптация рассказов Лавкрафта. С одной стороны, довольно хорошая, потому что точно следует сюжету оригиналов, с другой стороны, не очень хорошая, потому что точно следует сюжету оригиналов. Соответствие духу оригинала похвально, но когда произведение слово в слово повторяет другое произведение, читать его скучновато.
Серия укиё-э, посвящённая богам Лавкрафта, основана на узнаваемых (по крайней мере для японцев) классических гравюрах. Ктулху с превью – это знаменитая волна Хокусая, один из «36 видов на гору Фудзи». Ктулху в горах – ещё одна гравюра Хокусая из серии «Водопады». Древние боги, вылезающие из сундука – это переделанная гравюра к сказке о жадной старушке, которую сожрали демоны из сундука.
Связь «Звёздных войн» и японской культуры даже теснее, чем у древних осьминогов с Ктулху, хоть и не так бросается в глаза. Именно самурайская философия когда-то вдохновила Лукаса на создание джедаев, их ордена и сторон силы.
Серия укиё-э по «Звёздным войнам» была официальной коллаборацией с Диснеем. Первая партия с героями старых фильмов создана в честь выхода «Пробуждения силы» в 2015-м году, а через несколько лет её дополнили героями из новых фильмов. Своеобразная рекламная компания среди ценителей классики – оригинальные ЗВ ведь тоже к ней относятся.
В серии выходили изображения главных героев фильмов и сериалов в разной степени японизированности – от подражания книжным иллюстрациям 19 века до в целом обычных пафосных плакатов.
Серия неплохо разошлась среди коллекционеров и фанатов. Но диснеевским фильмам это не особо помогло – с каждым новым интерес публики к ним всё больше угасает. Если премьера «Пробуждения силы» была событием в мире кинематографа, то нынешняя новинка – сериал «Аколит» — выглядит каким-то узконаправленным развлечением для небольшой группы фанатов. Но это разговор для другого раза.