22.06.2021
ржавые руины города

Великие антиутопии XX века

XX век был богат на антиутопии, а также на события, явления и государства, ставшие фундаментом для развития этого жанра. Гитлеровская Германия прошлась по Европе, навсегда изменив её облик, технологический прогресс привёл к появлению оружия, которое может почти мгновенно стереть целый город с лица Земли, поставленное на поток производство товаров привело к появлению культуры потребления, холодная война между двумя сверхдержавами приблизила мир к концу света, пышным цветом расцвёл феминизм… Утопия казалась недостижимой, а вот её противоположность вполне реальной.

Некоторые произведения оказались настолько успешными, сильными или пророческими, что их называют великими, но сколько конкретно великих антиутопий было в XX веке – мнения разнятся. Одни называют три, другие пять, третьи могут перечислить несколько десятков. Я ограничусь пятью.  

«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд

Вышедшая в свет в далёком 1957-м году, эта книга до сих пор попадает в списки самых значимых, по мнению американских читателей, книг, наравне с Библией. Как и вокруг Библии, споры вокруг этой оды капитализму не утихают до сих пор. Одни говорят, что книга содержит глубокий философский посыл, формирует целостную картину мира и даёт представление о том, чем же хорош капитализм. Другие называют её неумелой пропагандой худшей формы капитализма, уводящей молодые умы от реальности в страну недостижимых фантазий. А то и вовсе посредственным любовным романом.

Рэнд делит свой мир на два лагеря – талантливых творцов, которые ведут общество к процветанию, и злобных социалистов, которые хотят наживаться на их достижениях. И главной бедой для человечества в романе оказывается не диктатор со своими последователями, а именно социалистический строй, который приводит мир к разрушению, ибо не может что-либо создать сам, а только присваивает чужое.

«Рассказ служанки» Маргарет Этвуд

Феминистические антиутопии – довольно популярный жанр в западной литературе, и «Рассказ служанки» — самая знаменитая книга среди них. Написанные женщинами для женщин, они обычно пугают своих читательниц мужчинами – патриархальным тоталитарным режимом, где женщина существует только для того, чтобы рожать. И эта книга не исключение.

Главная героиня – Служанка, то есть принадлежит к касте женщин, которых предоставляют богатым мужчинам, чтобы рожали им детей. Её глазами показывается устройство мира, который, столкнувшись с массовым бесплодием, превратился в замешанный на религии тоталитаризм. И беспомощность женщин, для которых в этом мире есть только одна форма протеста – смерть.

«1984» Джордж Оруэлл

Наверное, самая знаменитая и самая актуальная на данный момент антиутопия. В отличие от предыдущего примера, автор опирался на реально существующие тоталитарные режимы, а не на собственные фантазии, и, возможно, поэтому его роман получился таким сильным и мрачным.

Многие термины, созданные автором для своего мира недалёкого будущего, такие как новояз или двоемыслие, сейчас используются как определения реальных явлений, а имя автора стало нарицательным. Каждый раз, когда государство начинает ограничивать свободы общества, многие журналисты (и не только они) вспоминают этот роман как пример того, во что может это государство превратиться, если общество не будет сопротивляться.

«Дивный новый мир» Олдос Хаксли

Роман Хаксли является полной противоположностью Оруэлла. Если «1984» показывает мир тотального контроля, где человек и его желания ничего не значат, то в мире Хаксли человеку доступны все удовольствия жизни. Все его желания могут быть исполнены, все потребности удовлетворены. Люди в этом мире победившей культуры потребления красивы, здоровы и счастливы. Кроме, может, кучки дикарей, которые держатся за такие вещи как мораль и религия – странные и нелепые с точки зрения людей нового мира.

Но должно ли общество стать таким? Стоит ли отказаться от некоторых сторон жизни ради счастья каждого? Автор даёт достаточно однозначный ответ на этот вопрос. Общество, показанное в романе, стагнирует. Люди, которые хотят толкать вперёд науку и искусство, исследовать мир и развиваться, становятся в нём такими же изгоями, как и дикари, ибо развитие приносит неудачи и несчастья.

«451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери

Общество в этой книге находится где-то посередине между «1984» и «Дивным новым миром», между вседозволенностью и тотальным контролем. Людям в мире опять же недалёкого будущего доступны многие развлечения и для многих только они и являются смыслом жизни. В то же время государство искореняет всякие признаки инакомыслия, а особенно его источники – книги.

Начав с уничтожения «неправильных» книг (что было навеяно сжиганием таковых в нацистской Германии), государство постепенно пришло к мысли, что вообще все книги так или иначе волнуют умы людей, а значит стоит избавиться от них, чтобы люди оставались счастливыми и беспечными, жили в своих мирках, созданных телевидением, и не мешали этому государству устраивать войны.

Помимо прочего, в романе активно порицается цензура, однако сам он, по иронии судьбы, больше десяти лет подвергался цензуре за недетские выражения и упоминания абортов и печатался в урезанном виде.