05.03.2024

«Утопия» Томаса Мора — коротенько о сюжете и идеях

Раз уж жизнь привела меня к обзорам на классические утопии, почему бы не взяться наконец за главную из них.

«Утопия» Томаса Мора, написанная в 1516 году, оказала огромнейшее влияние на человечество – начиная с того, что дала название жанру, и заканчивая тем, что века спустя некоторые страны восприняли её как инструкцию и пытались создать подобное общество на практике (Спойлер: получилось неудачно).

Коротенько о сюжете

Как и прочие классические утопии она представляет собой рассказ человека, который побывал в неизвестной ранее стране и восхитился тем, как ладно и удобно у них там всё устроено.

Карта Утопии, созданная английским картографом Абрахамом Ортелием в конце XVI века

Однако в отличие от ближайших последователей – «Города солнца» Томмазо Кампанеллы и «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона – «Утопия» имеет пространное вступление, где Томас Мор и его друзья (автор является персонажем собственной книги) рассуждают о бедах современной им Англии. О том, как политики истощают страну войнами, как экономические изменения привели массу людей к нищете, как нищета приводит их к преступлениям, а те караются неоправданно жестоко.

И всё это подводит к тому, что человек по имени Гитлодей (чьё имя означает «несущий чушь» — намёк автора на то, что его рассказ — вымысел) поведал о замечательной стране Утопии, в которой он однажды бывал – так, мол, всё хорошо там устроено, что неплохо бы и в Англии завести подобные порядки.

Устройство Утопии

Главная её особенность, которая обеспечила ей славу в веках – это социализм. Вернее его ранняя версия, отличающаяся от того, что пытались воплотить социалистические страны в ХХ веке, но уже имеющая узнаваемые черты.

В Утопии нет частной собственности – её там считают источником всех пороков и причиной большинства преступлений. Всё государственное и общее. Всё одинаковое у всех – грубые простые одежды одинакового цвета, одинаковые дома, которыми они меняются раз в 10 лет, чтобы никто не думал, будто он собственник этого жилья.

Все питаются в одинаковых столовых одинаковой едой, однако желающие могут взять продукты со склада и готовить дома. Все одинаково работают по 6 часов в день над тем, что нужно государству, а свободное время посвящают учёбе, работе или играм.

Во время уборки урожая горожан посылают в колхоз деревню на помощь. Работа в деревне считается тяжёлой, поэтому каждые два года половина жителей деревень уезжают работать в город, а им на смену высылают такое же количество горожан.  

Накопление богатств осуждается, носить украшения считается детской глупостью, стремиться к индивидуальности и личному комфорту тоже нехорошо – одежда и вещи должны быть практичными, а не удобными или красивыми.

Немало слов автор тратит на рассуждения о том, что тонкая шерсть ничем не лучше грубой, а шёлк и вовсе бесполезная фиговина, на производство которой не стоит тратить человекоресурсы.

Рабство в Утопии

Довольно быстро выясняется, что кроме «счастливых» граждан в Утопии обитают не совсем граждане, можно даже сказать не совсем люди, которым счастье и другие блага коммунизма не положены. Это рабы.

Все рабы принадлежат государству. Они работают целый день, едят и одеваются хуже граждан, а к покорности их склоняют кнутом.

Большая часть из них – это иностранцы. Пленные, захваченные во время военных походов (утопийцы питают к войне отвращение, но рабы сами себя не поймают, а земли сами себя не захватят, поэтому войны Утопия ведёт регулярно). Или купленные в других странах преступники, осуждённые на рабство или смерть.

Иногда нищие из других стран сами продаются в рабство в Утопию — настолько это прекрасная страна, что лучше быть в ней рабом, чем свободным человеком за её пределами.

Меньшая – сами утопийцы. Рабство – самое распространённое наказание. Житель Утопии может потерять гражданство и стать рабом, если, например, возжелает чужую жену (желание совершить плохой поступок равноценно совершённому поступку, поэтому одного его достаточно для приговора) или мужа или попытается съездить в другой город без разрешения партии сената. Нередко вслед за преступником, рабами становятся его жена или муж.

Конечно, если быть послушным рабом, то через несколько лет можно получить свободу, но государство очень редко признаёт кого-то достаточно исправившимся – всего несколько человек в год (на всю страну размером примерно с Англию).

Ещё немного подробностей

  • В Утопии разрешены все религии, а за слишком рьяное осуждение какой-либо из них можно схлопотать казнь или рабство. Но для утопийца нет существа омерзительнее, чем атеист. Неверие в высшую силу свидетельствует о душевной низости и подлости, и такой человек хуже скота.
  • Золото – элемент роскоши, поэтому утопийцы презирают его. Однако хранить этот металл как-то нужно для торговли и войны с другими народами, поэтому из золота они делают ночные горшки и цепи для рабов.
Перед свадьбой жених и невеста, а так же их родня, осматривают тела будущих молодожёнов, чтобы убедиться, что у них нет уродства и физических недостатков
  • В «Утопии» Мора есть смелая по тем временам идея допустимости развода, если супруги не сошлись характерами или нашли любовь на стороне. Изменять нельзя, но развестись и жениться на другой – можно.
  • Утопийцы испытывают отвращение ко всякому кровопролитию. Даже забивать скот они поручают рабам. А война и вовсе омерзительное занятие. Но при этом Утопия постоянно с кем-то воюет. Например, она считает нормальным начать войну с соседом из-за того, что у него слишком много земли, которую он использует не так, как утопийцы считают нужным. Поэтому они посылают войско – своё или наёмников – и захватывают кусок чужой страны. У живущих там людей остаётся выбор – признать власть коммунизма или пополнить ряды рабов.
  • Как и другие околосоциалистические утопии и в отличие от реального социализма, который сделал женщину товарищем, Утопия очень патриархальна. Место женщины на кухне с детьми. Она не может быть главой семьи, членом сената или тем более правителем. Даже в религию женщина может уйти только в старости и только вдовой.
  • Городом управляет сенат во главе с князем. И князь, и члены сената избираются на свои должности волей народа.
  • Положение детей в Утопии недалеко от рабства – с пяти лет они становятся слугами у взрослых, работая на благо общества и попутно познавая ремёсла. Сидеть за одним столом с семьёй им нельзя — только прислуживать за столом или молча стоять вдоль стен, пока взрослые едят. Еду в общих столовых им выдавать не положено – дети питаются тем, что подадут милосердные взрослые. Пока они не доросли до возраста бракосочетания, они не являются полноценными членами общества.
  • Надо отметить, что семья в Утопии – ячейка общества, принадлежность к которой определяет место работы, а не родство. В семье несколько десятков человек, старики бдят за молодыми, чтобы не делали глупостей, молодые бдят за детьми. За городом одна семья – это одна деревня. Если в одной семье окажется слишком мало людей, чтобы справляться с работой, государство пришлёт им народ из другого места, где его избыток. Нередко из другого города. Перемещаться между городами без разрешения сената или надолго покидать семью запрещено – за это светит рабство. Но в некоторых случаях можно поменять место работы и соответственно семью.

За социализм или против

С момента своего создания жанр утопии был не столько социальной фантастикой, сколько политическим высказыванием – чтобы всем было хорошо, жить надо вот так. «Утопия» Мора – не исключение.

В социалистических странах считается, что в этом высказывании автор поддерживал социализм и подчёркивал его превосходство перед общественным укладом, построенном на частной собственности. А то что Мор как персонаж книги называет обычаи Утопии нелепостью, так это дань цензуре того времени. Якобы не будь в книге показушного осуждения радикальной идеи, её бы отказались издавать.

Однако действительно ли автор хотел показать этот строй как лучший из придуманных? На этот счёт есть и два других мнения.

  • Первое – Мор считал, что такое устройство общества однозначно лучше того, что творилось в Англии 16-го века. Но создать его невозможно – слишком уж люди эгоистичны по своей природе, слишком стремятся к индивидуализму и личному комфорту.

Потому он и разбросал по тексту множество намёков на то, что такой страны не существует – начиная от имени рассказчика «несущий чушь» до названия Утопия — «место, которого не существует».

Такой точки зрения придерживался, например, британский историк Квентин Скиннер.

  • Второе мнение противоположно – Мор на самом деле писал политическую сатиру о том, как нелеп социализм. А его утопия подобна «Путешествию Гулливера», герой которого побывал в странах со столь абсурдным устройством, что реальная Англия уже не кажется такой плохой (читателю, конечно, а не самому Гулливеру, который после возвращения шарахался от жены и обнимался с лошадьми).

Именно поэтому Томас Мор добавил в неё так много абсурда и лицемерия. Утопийцы терпеть не могут войну, но постоянно с кем-то воюют. Рассказчик восхищается тем, как они освобождают соседние народы от тирании и рабства, но на следующей же странице рассказывает, как они же превратили население целой страны в рабов.  

А делать ночные горшки из золота, чтобы потом расплачиваться ими с войском наёмников – чем не комический элемент.

Некоторые современные исследователи считают, что Томас Мор специально сделал утопийцев чудовищными лицемерами, чтобы выразить моральный посыл – в современной Англии (ХVI века) не всё хорошо, и многое стоило бы исправить, но и скатываться в другую крайность тоже не нужно, иначе получится такая вот Утопия.

Прочитать «Утопию» Томаса Мора и произведения его последователей можно на Литресе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *