22.06.2021
городской пейзаж в стиле киберпанка

Лучшие экранизации Филипа Дика

Филип Дик – один из самых известных фантастов XX века, который находится далеко не на последнем месте в списке самых экранизируемых авторов (хотя и далеко не на первом). Его книги сейчас считаются классикой в своём жанре, а некоторые фильмы по ним стали классикой кино.

Его произведения отличаются антиутопичным миром недалёкого будущего и необычной точкой зрения на него. Взгляд детектива, в серую реальность которого вторгаются религиозные трипы местного пророка, взгляд наркомана с раздвоением личности, взгляд водителя, который так проникся бредовыми идеями пожилой дамы, что они стали для него реальностью…

Для каждой своей истории автор придумывает отдельный мир – большинство его книг и рассказов являются самостоятельными, не объединёнными в циклы или серии. У каждой истории свои персонажи со своими тараканами в голове – у Филипа Дика сложно найти героя без странностей. У каждой (ну почти) истории есть неожиданный финал.

Экранизации книг Филипа Дика во многом переняли яркие черты его творчества. Но некоторым это не помогло стать хорошим фильмом. В этой статье собраны 5 лучших попыток перенести странный мир его произведений на экран.

Особое мнение

Что получается, когда классику фантастики берётся снимать классик кино? Один из лучших фантастических фильмов нулевых.

«Особое мнение» снял в 2002-м году знаменитый режиссёр Стивен Спилберг по мотивам одноимённого рассказа. В общих чертах фильм типичен для киношных миров Филипа Дика – мрачный киберпанк, где высокие технологии сочетаются с низким уровнем жизни, обычный парень в главных героях, маленький винтик в системе корпораций, безумный капитализм со сверкающими витринами и дно общество с бездомными и подпольными рынками…

И типичен для творчества Спилберга – увлекательный атмосферный триллер, который получил несколько премий «Сатурн» (премия для фантастики, фэнтези и ужасов в кино), и даже номинировался на «Оскар».

Эта экранизация сохранила любовь зрителей даже десятилетия спустя, так что в 2015-м году, через 13 лет после его выхода, было снято продолжение — сериал с таким же названием. Хоть Спилберг и значится в продюсерах, к сценарию и режиссуре он не прикасался, и сие творение не снискало любви зрителей и критиков.

Электрические сны Филипа Дика

Последний на данный момент сериал по творениям этого фантаста состоит из 10-ти серий и является экранизацией 10-ти рассказов – по одному на серию. Рассказы не связаны друг с другом, но благодаря стилю и атмосфере сериал выглядит цельной картиной.

Однако он получился неравномерным. Некоторые серии очень оригинальны даже для нашего богатого на фантастические идеи времени, когда сериал этого жанра вынужден конкурировать с «Чёрным зеркалом» или «Миром дикого запада». Некоторые увлекают так, что хочется увидеть продолжение (а его нет). Другие наоборот кажутся банальными сюжетами из 80-х – хотя стоит отметить, что финал у них всё равно в духе Дика – странный и неожиданный.

Сериал не обладает большими бюджетами — его визуальный ряд не может похвастать обилием масштабных видов или спецэффектами на каждом шагу. Но атмосфера недалёкого (а в некоторых сериях далёкого) будущего, где высокие технологии или суперспособности стали обыденностью, ему удалась просто отлично.

Помутнение

Экранизация одноимённой повести Филипа Дика рассказывает историю полицейского Боба Арктора. Он работает под прикрытием, выдавая себя за обычного безработного бездельника, который балуется наркотиками и пытается заработать на их продаже. И одновременно следит за собой же — его работа настолько секретная, что даже другие полицейские не должны о ней знать.

Его цель – внедриться в сообщество наркоторговцев чтобы выяснить, где производится новый вид опасной дури. Вот только двойная жизнь, стресс и наркотики всё больше размывают границу между реальностью и галлюцинациями, между притворством и его настоящей личностью.

Кроме сюжета, который, как и полагается произведению Дика, запутан и необычен, эта экранизация примечательна ещё и своим форматом.

Это мультфильм, сделанный с помощью редкого приёма – ротоскопирования, при котором кадры анимации рисуются на основе кадров фильма, снятого с живыми актёрами и настоящими декорациями. Благодаря этому «Помутнение» выглядит весьма своеобразно.

Человек в высоком замке

«Человек в высоком замке» — одна из самых значимых книг в жанре альтернативной истории, которая некогда привлекла к нему внимание критиков и писателей, сделав очень популярным.

Это фантастика о том, что было бы, если бы гитлеровская Германия победила во Второй Мировой Войне. Мир, в том числе и Америка, оказался поделён между немцами и японцами, евреи уничтожены, Африка превратилась в выжженную пустыню… Господствующие нации развивают науку и отправляют космические корабли на другие планеты, а угнетённым народам остаётся только прислуживать им.

Сериал начал выходить в 2015-м году. Всего в нём 4 сезона по 10 серий в каждом. И поскольку первоисточник не отличается большим объёмом, его экранизацию многие называют несколько затянутой. Но всё равно сериал получился любопытным.

Бегущий по лезвию

Фильм Ридли Скотта считается классикой кинематографа ХХ века, однако его сложно назвать полноценной экранизацией книги Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Уж слишком он по мотивам, слишком у него много отличий от первоисточника.

Собственно, фильм взял из книги только сюжет в общих чертах. Детектив Рик Декард живёт на умирающей Земле, где экология загублена настолько, что человечество давно уже начало переселяться с неё на другие планеты, и зарабатывает тем, что выявляет и ликвидирует андроидов. Их производство достигло таких высот, что отличить робота от человека можно только по малейшим изменениям в эмоциях – даже самые новые модели не могут копировать психологию людей.

На этом сходства заканчиваются и фильм развивает сюжет совершенно по другому пути, а режиссёр закладывает в эту фабулу несколько другие смыслы, чем автор книги. Экранизация выкинула из сюжета религиозные мотивы или тех же элекроовец, добавив вместо них отношения между человеком и андроидом.

«Бегущий по лезвию» вышел в 1982 году, а 35 лет спустя его режиссёр решил вернуться к этой истории, став продюсером сиквела с приставкой «2049» — спорного фильма, который оказался не по вкусу поклонникам первой части, но понравился тем, кто не смотрел старую экранизацию или не считал её чем-то особенным.